Загрузить еще

У «Древа жизни» отросла «Золотая пальмовая ветвь»

У «Древа жизни» отросла «Золотая пальмовая ветвь»
Фото: У «Древа жизни» отросла «Золотая пальмовая ветвь».

Жюри под предводительствомРоберта ДеНиро, включавшее в себя голливудских звезд Уму Турман иДжуда Ло, было словно «заточено» на то, чтобы главный приз фестиваля отошел именно «священной корове» американского кино — Терренсу Малику. То, что именно этот экземпляр давно отжившего «авторского кино», расколовший критику на два непримиримых лагеря, сподобится главной каннской награды, у меня лично сомнений не вызывало: «Древо жизни» абсолютно удовлетворяет «среднестатистическим» представлениям о «прекрасном» косных фестивальных жюри.

ОДНАЖДЫ В КАННАХ, АНАТОЛИИ И АМЕРИКЕ

Мучительная сага, в которой нашлось место «всем всехностям» - от компьютерных динозавров до Шона Пенна в роли сына Брэда Питта, «Древо жизни» - это не стесненная логикой симфония образов, высокопарная философская поэма, уравнивающая в значительности мелкие детали человеческого существования и космическую необъятность Вселенной, рождение ребенка — с возникновением Жизни На Земле.

Малик, вот уже лет сорок, как неуловимый Джо, скрывающийся от мира, Канны вроде бы посещал, но ни на пресс-конференцию, ни на церемонию закрытия не явился.Движение земной коры и небесных светил, явленное в череде нездешней красы научно-популярных кадров, интересует демиурга Малика ничуть не меньше тектонических сдвигов в жизни типовой американской семьи, потерявшей сына. В результате напряженной духовной деятельности ее члены (Джессика Чистэйн — мать,Брэд Питт — отец) к концу 138-минутной саги, наконец, обретают гармонию с мирозданием и Богом и примиряются с этой жертвой. Явно не без тлетворного влияния Андрея Тарковского, режиссер желает преподать урок человечеству, которое просто обязано воспринять его творение как некий «духовный опыт» сродни посещению Храма. Роберт ДеНиро сотоварищи, возможно, еще не устал от такого рода кино, меня же, как и многих, от него давно с души воротит.

«Он очень стеснительный», - объяснил на сцене главного фестивального зала «Люмьер» один из его продюсеров, потрясая «Золотой пальмой», которую ему вручила нестареющая Джейн Фонда.

http://kp.ru/f/4/image/76/34/413476.png

http://kp.ru/f/4/image/76/34/413476.png

Награду Малика за "Древо жизни" получили его продюсеры. СМОТРИТЕ ФОТОГАЛЕРЕЮ С ЦЕРЕМОНИИ  ВРУЧЕНИЯ ПРИЗОВ ФЕСТИВАЛЯ
Фото: АП

Еще один образчик «большого искусства», еще более длинная и занудная лента турка Нури Бильге Джейлана «Однажды в Анатолии» схлопотала Гран-при. Возможно ДеНиро, исполнившему главную роль в «Однажды в Америке», понравилось название этой заунывной, претенциозной абсурдистской «параболы» о необъяснимых корнях человеческой жестокости. Автор уже награжденных в Каннах «Отчуждения» и «Трех обезьян» в очередной раз снял типичное кино для киноклубников и граждан, способных упиваться кадром яблока, долго падающего в ручей. К счастью, вторую по значению награду, Гран-при, жюри решило разделить (это явное свидетельство того, что согласия в нем не наблюдалось) и «половина» его ушла к подлинному шедевру ясности и простоты - «Мальчику на велосипеде» братьев Дарденнов. История мальчика, не нужного собственному отцу и постепенно склоняющегося к уличному грабежу, - по-настоящему христианское кино, в котором нет ни душеспасительной образности, ни богоугодных иносказаний. Бельгийские режиссеры кротко (и коротко!) рассказывают свою историю, которая разворачивается в их родной бельгийской глубинке, а могла бы развернуться где угодно еще, но их принципиальный и заинтересованно-взыскательный взгляд на вещи знакомые и банальные оборачивается решительным откровением.

ПУЛЯ В ГОЛОВЕ И ОРГАЗМ НА СЦЕНЕ

За режиссуру был зачем-то вознагражден молодой датчанин Николас Виндинг Рефн, снявший в Голливуде заурядный «авторский боевик» «Драйв» - такие во множестве показывают по СТС в полночь. Новация в нем только одна — в одной из сцен демонстрируется довольно оригинальный способ киноубийства: пуля попадает в жертву не из огнестрельного оружия, а механическом образом вколачивается в голову молотком. Решение жюри вознаградить именно этого режиссера выглядит тем более комичным, что без призов остались блестящий японский мастер Такаси Миике с изумительной самурайской драмой «Хара-кири» и гениальный финн Аки Каурисмяки, показавший в конкурсе одну из лучших своих картин, «Гавр» (она лидировала в рейтинге критиков и получила приз ФИПРЕССИ — международной ассоциации кинокритиков). Принимая приз датчанин поблагодарил среди прочих и безымянного русского олигарха, «направившего нефтяные деньги в нужное русло». Не подумайте дурного: указанный олигарх вложил средства в производство фильма, а не в каннский приз.

Другой датчанин, сумасшедший и гениальный Ларс фон Триер, объявленный фестивалем «персоной нон грата» за бред, который он нес на пресс-конференции, разумеется, на церемонии не присутствовал. Но обойти его блестящий новый фильм«Меланхолия» жюри не смогло. Оно сделало безопасный и правильный выбор — наградить не самого отщепенца Триера, а его актрису Кирстен Данст, тем более что роль в «Меланхолии» действительно лучшая в карьере «девушки Человека-паука».

http://kp.ru/f/4/image/73/34/413473.png

http://kp.ru/f/4/image/73/34/413473.png

Кирстен Данст с коллегами на церемонии награждения. СМОТРИТЕ ФОТОГАЛЕРЕЮ С ЦЕРЕМОНИИ  ВРУЧЕНИЯ ПРИЗОВ ФЕСТИВАЛЯ
Фото: АП

Симметричной награды за мужскую роль удостоился француз Жан Дюжардан за упоительную черно-белую и немую (!) комедию «Артист» - о звезде немого кино, не желающем сниматься в звуковых фильмах. Призы в актерских категориях лучше остальных «удались» великому актеру ДеНиро (при его появлении огромный зал долго аплодировал стоя) — чувствуется, что в своем деле он понимает.

http://kp.ru/f/4/image/74/34/413474.png

http://kp.ru/f/4/image/74/34/413474.png

Актер Жан Дюжарден.СМОТРИТЕ ФОТОГАЛЕРЕЮ С ЦЕРЕМОНИИ  ВРУЧЕНИЯ ПРИЗОВ ФЕСТИВАЛЯ
Фото: АП

Приз за сценарий, доставшийся старомодной израильской кинокомедии «Сноска», можно объяснить только антисемитской выходкой Триера. А приз жюри, отошедший путаной французской «мыльной опере» под свежим названием «Полиция», вообще ничем нельзя объяснить.

Майвен Ле Беско, режиссер указанного произведения (в течение двух с лишним часов сотрудники спецотряда французской полиции ведут в нем выяснение, чесал дедушка в рейтузах своей малолетней внучке или той это только почудилось), на сцене получила не только приз, но и оргазм. Тяжело дыша и томно постанывая, она долго и благодарно перечисляла имена своих сотрудников и членов жюри, на пике страсти упомянув и отца своих детей - Люка Бессона, снявшем ее некогда в «Пятом элементе».

http://kp.ru/f/4/image/75/34/413475.png

http://kp.ru/f/4/image/75/34/413475.png

Майвен Ле Беско. СМОТРИТЕ ФОТОГАЛЕРЕЮ С ЦЕРЕМОНИИ  ВРУЧЕНИЯ ПРИЗОВ ФЕСТИВАЛЯ
Фото: АП

Напомню, что российских фильмов в основном конкурсе не было, а в параллельной программе «Особый взгляд» жюри под председательством Эмира Кустурицы выписало специальный приз фильму Андрея Звягинцева «Елена».

http://kp.ru/f/4/image/58/34/413458.jpg

http://kp.ru/f/4/image/58/34/413458.jpg

Елена (Надежда Маркина) намерена свести своего мужа-олигарха (Андрей Смирнов) в могилу

«Елена» Андрея Звягинцева: «Малахов плюс» против классической музыки

Елена (Надежда Маркина) - немолодая женщина, в течение десяти лет сожительствующая без особой, надо думать, любви с преуспевшим в жизни пожилым мужчиной (Андрей Смирнов). Вроде бы ухожена и одета в последних тенденциях, но отчитывается перед супругом за каждую потраченную копейку. Вроде бы и жена, но скорее служанка-сиделка. Проживают Елена и Владимир на стильной просторной жилплощади где-то глубоко в центре Москвы, однако ноги сами несут Елену далеко от центра столицы, куда-то в, мягко говоря, экологически неблагополучный ее район, в замызганную малосемейку, где живут ее внуки и сын. Сын - нечесаное существо с пивным брюхом - ждет финансовой помощи от мамаши, жрет чипсы, сидит у телевизора и плодит детей, прокормить которых не в состоянии. Ему, что называется, по фигу. Внук не желает идти служить в «какую-нибудь Осетию», зато с удовольствием принимает участие в поножовщине окрестных гопников. Подкармливающая, опекающая их Елена принадлежит именно этому миру - тому, где живут в трущобах, где жены прячут бутылку от мужей-алкоголиков, где едят канцерогенные чипсы, а на досуге смотрят по телевизору «Давай поженимся».