В год выхода в прокате (1966-й) фильм занял 1-е место, собрав в общей сложности 76,54 миллиона зрителей - это был абсолютный рекорд. Картину и сегодня смотрят - не надоедает! Мы решили вспомнить, как проходили съемки.
О сценарии
После выхода фильма «Операция «Ы» сценаристы Морис Слободской и Яков Костюковский сели за продолжение «Приключений Шурика». Но режиссер Леонид Гайдай считал, что троица уже себя исчерпала. Руководство «Мосфильма» чуть ли не в приказном порядке заставило Гайдая взяться за продолжение. «В архиве «Мосфильма» я нашел документы сценарно-редакционного совета и узнал подробности зарождения комедии, - рассказал «КП» писатель-исследователь Федор Раззаков. - 15 июня 1965 года заявка на «Кавказскую пленницу» поступила в творческое объединение «Луч» при киностудии «Мосфильм» и была принята. Сценарий назывался «Шурик в горах» и состоял из двух новелл. В первой похищали девушку. А во второй научная экспедиция под руководством видного ученого (роль писалась специально под Михаила Пуговкина, хотя худрук «Луча» Пырьев был против него) ищет в горах «снежного человека». Сбежавшая в горы троица выдает себя за «снежных людей», чтобы сбить со следа милицию. Однако Шурик и Нина разоблачают авантюристов… В архиве «Мосфильма» хранится стенограмма обсуждения сценария и заявление Гайдая: «Троицы не будет. Никулин сниматься отказался». Никулин, прочитав сценарий, и вправду дал отказ - история про «снежного человека» его озадачила. Однако спустя два месяца Гайдай сумел уговорить Никулина - ведь снимать решили только сюжет о похищении невесты».
|
Вертинская? Селезнева? Болотова?
Гайдай отсмотрел несколько сотен претенденток на главную роль, из них самые известные - Наталья Селезнева, уже снявшаяся у Гайдая в «Приключениях Шурика», Жанна Болотова, роскошная Анастасия Вертинская. Но Гайдаю хотелось видеть новое лицо да чтоб глаз невозможно было оторвать. «Наташа Варлей снималась у меня в фильме «Формула радуги» в Одессе, - рассказал «КП» режиссер Юнгвальд-Хилькевич. - Она была невероятно хороша. На съемках ее и приметила ассистентка Гайдая». Варлей оказалась очень застенчивой. В одном эпизоде ее героиня должна была заразительно хохотать. Никулин, Вицин и Моргунов договорились ее рассмешить - вдруг задрали майки и стали чесать животы, корча рожи. Варлей залилась смехом. Эпизод сняли с первого дубля.
Наталье пришлось учиться водить машину. Однажды она чуть не раздавила знаменитую троицу. Актеры, взявшись за руки, стояли на дороге, а у Варлей в машине вдруг отказали тормоза. Актеры, которые по сюжету должны были удерживать Труса, бросились врассыпную.…
|
Вместо Моргунова снимался дублер
За каждый придуманный трюк Гайдай выдавал актерам по 2 бутылки шампанского. Никулин заработал 24 бутылки. Моргунов - 18. А Вицин - почему-то лишь одну.
На «Пленнице» произошел окончательный разлад между Моргуновым и режиссером. Евгений пришел на съемку в подпитии и с поклонницами. Режиссер приказал убрать посторонних с площадки, а Моргунов на него чуть ли не с кулаками. Гайдай взял сценарий и на глазах актера вычеркнул все сцены с ним. «Отправляйте Моргунова в Москву. Сниматься он больше не будет». Дальше снимали дублера Моргунова. Больше актер ни разу не снялся у Гайдая.
В эпизоде, где Демьяненко говорит: «Птичку жалко», - актер все не мог заплакать. Режиссер стал показывать, как играть, и по его щекам потекли настоящие слезы. У Демьяненко слезы так и не потекли - после пятого дубля пришлось обойтись глицериновыми.
Нина Гребешкова: «Мужу помогал Случай»
«Леня (Гайдай) очень любил артистов. Но Моргунов его действительно выводил из себя, - рассказала «КП» актриса Нина Гребешкова, вдова режиссера. - Мы снимали в Алуште. Актеры ходили купаться на пляж. И артистов из тройки просто облепляли поклонники. Так, Моргунов выйдет на пляж - к нему тут же несется толпа. А он возьмет и разденется догола! Люди были в шоке. Раз он пришел на закрытый просмотр материала с девушкой легкого поведения, в подпитии, к тому же возьми и скажи: «Ну ты, Гайдай, совсем мух не ловишь!» Напротив, очень вежливым был, например, Этуш. Правда, он все отказывался от гвоздички на ухе - когда выходил от Нины. Гайдай предложил несколько дублей. А в фильм вставил тот, что с гвоздичкой. Этуш не обиделся, понял, что эта деталь заиграла. Вся группа любила Наташеньку Варлей, чистую девушку. Во время съемок к ней приезжал молодой человек из цирка, они сидели на балконе номера и читали стихи... Наша семья очень дружила с Юрой Никулиным. И вот когда все было закончено, позвонил директор студии и приказал все переозвучивать - заменить фамилию Саахова на другую, поскольку вспомнили о некоем начальнике с такой же фамилией. А чтобы переозвучить, нужно 30 тысяч рублей, громадные деньги. Леня позвонил Никулину, мол, после отдыха приедешь, будем заново озвучивать. А Никулин на следующий день отправился получать в Минкультуры загранпаспорт. И зашел к Фурцевой поздороваться. Фурцева спрашивает, мол, чем занят. Юра и выложил ей про переозвучание. Она прямо при нем набрала телефон того директора и грозно сказала: «Я слышала, там у вас переозвучание намечается. Трата бюджетных денег». И переозвучки не было.
...А помните эпизод, когда троица из рефрижератора выходит, и они - как заторможенные. На съемочной площадке были два оператора. Один по ошибке снял так, что получилось не 24 кадра в минуту, а 25. И мы увидели замедленную съемку. Другой оператор снял нормально, без брака, Леня посмотрел и взял «25-й кадр». Помогла случайность... И таких случайностей была масса!»
|
Владимир Этуш: «Пугали, что грузины меня убьют»
- До «Кавказской пленницы» я получал приглашения на «восточные роли». И уже готов был отказаться от Саахова - надоело. Но на пробы все же пришел. Гайдай посмотрел пробу и, ничего не объясняя, предложил ознакомиться со сценарием. А незадолго до этого у меня был случай. Один режиссер пригласил меня в исторический фильм. «Ну что я вас буду пробовать? Все и так ясно, - произнес он патетически. - Прочитайте несколько книг, и я вас вызову прямо на съемку». Книги я проштудировал, а на съемку он вызвал другого актера. Поэтому я сказал Гайдаю, что, когда совет меня утвердит, тогда я и прочту ваш сценарий. Меня утвердили. Соседство с уже сыгранной комедийной троицей было поначалу проблемой. Тем более Гайдай, строивший сюжет фильма как цепочку трюков, буквально по минутам требовал от актера «смеховой точки».
- Владимир Абрамович, не смешно! - говорил он мне, глядя на секундомер.
Я оправдывался:
- Леонид Иович, смешно должно быть в результате!
- Когда? После картины?!
В моей роли мне надо было показать современного князя, для которого все государственное стало личным. Его не беспокоило, сколько дать баранов за невесту: сколько есть в районе, столько и даст! Я придумывал реплики по ходу съемок. Например, «белий, горячий», «шляпу сними» и ряд других - моя импровизация… Когда я сыграл полковника Калоева в «Председателе», один мой знакомый сказал: «Знаешь что, ты на Кавказ не езди - тебя убьют!» Я похихикал, но на Кавказ не поехал. А когда я сыграл Саахова, тот же знакомый сказал: «Теперь тебе и на Кавказ не надо ехать - они тебя в Москве убьют!»
…А вообще грузины считают, что я сыграл армянина, армяне - что грузина, азербайджанцы - еще какого-то кавказца. И у всех я - желанный гость… Кстати, популярность «Пленницы» была так велика, что позже возникла идея снять вторую серию. Уже готов был план сценария, в котором троица вместе с Сааховым попадает в образцово-показательный лагерь. А мой герой, вернувшись на волю, обнаруживает, что его пост заняла... Нина! Но в те времена юмор и места заключения были несовместимы, и руководство приняло идею с прохладцей, а потом и вовсе ее похоронило.
О мучениях композитора
Композитор Александр Зацепин быстро сочинил четыре мелодии (пятая уже стала «Песней про султана»), которые записал на студии и отправил Гайдаю в Крым. Про одну из мелодий он написал, что она вполне может стать песней. Но именно эта мелодия Гайдаю не понравилась, о чем он сказал Зацепину. Обиженный Зацепин пошел к Ивану Пырьеву с заявлением об уходе с картины. Но Пырьев на его глазах порвал заявление и приказал ему срочно вылетать к Гайдаю в Алушту. Дескать, на месте во всем разберитесь. Вместе с Зацепиным в Крым отправился и автор стихов к будущей песне - Леонид Дербенев. Первыми в Алуште в холле гостиницы им встретилась троица - Вицин, Никулин и Моргунов, - напевающая мелодию к песне про султана. Сказали, что очень запоминающаяся мелодия. Но Гайдай был неумолим. Призвал на помощь сценаристов, но и они поддержали Зацепина. Рассерженный Гайдай обругал всех и ушел, хлопнув дверью. Затем, остыв, разрешил Дербеневу написать слова на эту мелодию. В Москве прослушал песню, и она ему вновь не понравилась. Первые строчки у нее были такие: «Где-то на белой льдине, там, где всегда мороз, чешут медведи спину о земную ось». Гайдай сказал: «При чем здесь мороз, если у нас действие происходит летом?!» Но время поджимало. Слова «на белой льдине» заменили на «белом свете». А еще худсовет приказал изменить слова «чешут спину», изумившись: мол, у медведей что, вши? И тогда появится: «трутся спиной». Позже Гайдай признал, что песня стала хитом.
Варлей озвучила Румянцева
Роль Нины поначалу озвучивала сама Наталья Варлей, но у нее это плохо получалось, поэтому вызвали актрису Надежду Румянцеву. Песню за Варлей спела певица Аида Ведищева. Так сложилась судьба, что ей в реальной жизни суждено было стать «пленницей». Сегодня она живет в Америке. Но дала интервью «КП».
- На исполнительниц «Песенки о медведях» пробовались много певиц, - рассказывает Ведищева. - Было необходимо, чтобы голос певицы сочетался с нежным образом главной героини - героини Натальи Варлей. Я и понятия не имела ни о каком конкурсе: позвонила моя подруга с радио и сказала, что нужно записать песню. Я посмотрела ноты - песенка незамысловатая, особенно там и петь-то нечего! Через полчаса все было готово, я уехала домой и думать об этом забыла. А через неделю вдруг звонок с сообщением, что я прошла на голос героини. Для меня это было, конечно, большим счастьем. Как только пластинка фирмы «Мелодия» с этой песней заняла первое место по количеству продаж, меня, как первую советскую «миллионершу» - не по деньгам, а по тиражам, - послали на «День грампластинки» Фестиваля эстрадной песни в Сопоте. В первый день фестиваля в Чехословакию вошли советские войска! За несколько минут до выступления я вижу в гримерной рыдающую Валентину Леонтьеву: «Аида, война!» Но я пела - и пела больше, чем положено: и песню «Гуси-гуси», с которой стала лауреатом, и еще несколько песен на бис. А когда вернулась в Москву, Екатерина Фурцева, министр культуры, высказала недовольство: не так пела, не те песни… Мою фамилию не поставили в титрах «Кавказской пленницы». Да и в других фильмах - тоже. Сразу после Сопота я узнала, что Фурцева «поставила галочку» напротив моей фамилии как наиболее неблагонадежной. Я приходила на ТВ и слышала: «Почему ты так поешь? Пой, как Толкунова, как Пахоменко!» Приехала на гастроли в Ташкент и услышала от своих друзей с радио: «Аидка, разве ты еще здесь?! А нам пришел приказ размагнитить все твои пленки!» Естественно, и на телевидение доступ мне был тоже перекрыт. Позже я узнала, что везде был разослан список на уничтожение всех видеоматериалов и радиозаписей из 60 «неугодных» фамилий, среди которых были Вишневская, Ростропович и - ближе к концу - Аида Ведищева. До того момента у меня и мысли не было об эмиграции... Про меня говорили: «Она уехала из-за денег!» Пусть говорят. Я уехала свободно творить в свободной стране… В Америке я познакомилась с будущим мужем, миллионером, на моем концерте. Несколько раз мне передавали записки от какого-то богача, который настойчиво писал, что хочет со мной встретиться. Обычно подобных записок у меня десятки после каждого концерта, но, если бы я встречалась со всеми, кто этого хочет, у меня бы не было времени ни на работу, ни на дом, ни на отдых. Тем не менее он разыскал меня через моих агентов, на одном из концертов нас все-таки познакомили, и он не успокоился, пока не женился на мне. Жизнь моя совершенно изменилась! Хотя он увидел меня именно на концерте, после женитьбы он был категорически против, чтобы я пела. И я превратилась просто в его «пленницу»! Мы объездили весь мир, шесть лет путешествовали. Я жила шикарно! Как видно, Бог дал мне возможность отдохнуть за мои труды праведные. Но только ночью, когда муж засыпал, я уходила в свою комнату - и начиналось творчество! Я творила, создавала, сочиняла... Только ночью я горела и сгорала! Прожила в золотой клетке шесть лет и снова сказала себе: «Хватит, Аида! Ты приехала сюда творить - вот и делай то, что тебе по душе!» И подала на развод. Бракоразводный процесс был очень сложным и мучительным, я ушла из дома... Мой супруг принял страшное решение: лишить меня всего. Он собирался не развестись, а аннулировать брак, то есть доказать, что брак был зарегистрирован по американским законам неправильно. Мне пришлось пользоваться услугами 25 адвокатов, я потратила все свои сбережения! И однажды поняла, что все адвокаты обманывают меня. Я была вынуждена пойти в библиотеку и сама начала изучать американское законодательство. Три года с трудом продиралась через юридические дебри. Можно сказать, выучилась на адвоката. Заплатив при этом не меньше, чем если бы я пошла в университет или в колледж. И, когда я сама вступила в битву со своим супругом, я добилась своего. Я была хорошо подготовлена. Когда он стоял под присягой, я предъявила 30 деклараций! И на каждый мой вопрос он вынужден был отвечать: «Да, это действительно было так!» Я смогла доказать, что произошло, когда и как. При этом ссылалась на документы (страница такая-то, строчка такая-то), и все это было подтверждено свидетелями. И я выиграла дело. Но... В результате всех этих стрессов и переживаний очень тяжело заболела. Можно даже сказать - смертельно. У меня был рак. Причем в такой стадии, что мне даже операцию не хотели делать. Когда врач увидел мои снимки, он побледнел и не мог сказать ни слова! Но так как я сама из семьи врачей (отец был одним из основоположников современной стоматологии, мама - хирург), то знала основы медицины. Я не отчаивалась, верила во Всевышнего и говорила себе: «Если твое время пришло - слава Богу! Будет следующая жизнь!» Надо верить в бессмертие души… Я все же нашла врачей, которые согласились сделать мне операцию. Потом я прошла полный курс химиотерапии, и до сих пор мое утро начинается сначала с молитвы, зарядки, часовой пробежки, дыхательной гимнастики... А потом - обязательная диета, которую я разработала сама. Я победила рак, потому что у меня всегда была вера, и она меня подняла… Не так давно я показывала в Украине свою программу Best of Broadway, и многие пришли, чтобы послушать именно бродвейские мелодии. А когда вдобавок я стала исполнять песни из своего старого советского репертуара, для них это был шок: все знали мои песенки, но не знали меня! Многие были уверены, что меня и в живых-то нет. И вдруг - знакомый голос и мелодии, которые они помнят с детства...»
КРЫЛАТЫЕ ФРАЗЫ
* «Птичку жалко...»
* «Это новейшая вакцина замедленной усвояемости. Моменто море».
* «Молодая еще, капризная...»
* «Короче, Склихасовский!..»
* «Бамбарбия, кергуду».
* «Будь проклят тот день, когда я сел за баранку этого пылесоса».
О ДЕНЬГАХ
Cоздатели фильма получили за работу следующие суммы: Л. Гайдай - 4140 рублей плюс 2000 рублей за сценарий; А. Демьяненко - 5220 рублей (74 съемочных дня, 10 дней озвучания); Н. Варлей - 1219 рублей 24 копейки (Н. Румянцева за озвучание роли в течение 7 дней получила 237 рублей 50 копеек); В. Этуш - 1800 рублей (24 съемочных дня, 6 - озвучание); Ф. Мкртчян - 939 рублей (24 съемочных дня, 4 - озвучание); Ю. Никулин - 4238 рублей (43 съемочных дня, 6 - озвучание); Г. Вицин - 3389 рублей 84 копейки (34 съемочных дня, 5 - озвучание); Е. Моргунов - 1979 рублей 50 копеек (29 съемочных дней, 5 - озвучание); Н. Гребешкова - 279 рублей 40 копеек (5 съемочных дней, 7 - озвучание).
Роль Нины сыграла Наталья Варлей, а пробовались Селезнева (справа вверху), Вертинская (в середине), Болотова.
Украсть невесту герой Фрунзика Мкртчяна (слева) уговорил Шурика (Демьяненко).