Загрузить еще

Максим Дунаевский: «Позвони мне, позвони» из фильма «Карнавал» хотела спеть Пугачева»

Максим Дунаевский: «Позвони мне, позвони» из фильма «Карнавал» хотела спеть Пугачева»
Фото: На съемки «Карнавала» актерский дуэт Яковлев - Муравьева попал, только-только закончив работу в предыдущем фильме Лиозновой «Мы, нижеподписавшиеся».

«У МЕНЯ МНОГО ОБЩЕГО С НИНОЙ СОЛОМАТИНОЙ»

Началось все с преподавания во ВГИКе. В 1980 году Лиознова дала своим студентам задание - превратить в сценарий не слишком известную повесть. Среди повестей, которые принесли студенты, оказался и «Карнавал» Анны Родионовой.

- Я сразу поняла, что это абсолютно моя история, - вспоминает Лиознова. - С Ниной Соломатиной у меня много общего - я точно так же приехала в Москву наивной девушкой, столкнулась с теми же трудностями. Правда, у меня все в итоге получилось.

Впрочем, об экранизации рассказа Лиознова сначала и не думала. Посмотрев все эпизоды вгиковцев, Татьяна Михайловна впала в уныние - не та интонация, не та работа с актерами, все не то...

- Я уже знала, как все должно быть, - я фактически сняла это кино в собственной голове, - продолжает режиссер. - Я даже знала, кто сыграет главные роли.

ПОЧЕМУ НЕ ЗАПЕЛА ИРИНА МУРАВЬЕВА

С артистами на главные роли Лиознова и впрямь определилась быстро. К моменту начала работы над «Карнавалом» она завершила свой предыдущий фильм «Мы, нижеподписавшиеся», в котором снялись Ирина Муравьева, Юрий Яковлев и Клара Лучко. Все трое в итоге перекочевали с одной съемочной площадки Лиозновой на другую.

Причем ни Лиознову, ни худсовет не смутил тот факт, что Муравьевой к тому времени было уже за 30. А ведь в первых кадрах она должна играть выпускницу школы!

- Все понимали, что сыграть юную девицу для Муравьевой не составит труда, - говорит Татьяна Михайловна. - Это был просто вопрос актерской техники - не она первая, не она последняя играла героинь моложе себя. Впочем, у нее получилось гораздо лучше, чем у многих.

Еще одним преимуществом Муравьевой был ее голос. Петь Муравьева и по сей день умеет прекрасно, а в «Карнавале» ей предстояло исполнить сразу несколько вокальных партий. Актриса готовилась, репетировала, но в итоге не спела ни одной песни.

- Так решила Лиознова, - поведал «Комсомолке» композитор Максим Дунаевский. - Ей не нужна была запись поющей актрисы. Лиознова распорядилась найти профессиональную исполнительницу.

В итоге за Муравьеву работает голосом Жанна Рождественская - главная закадровая певица Советского Союза. Тогда повсеместно гремел ее хит «Гадалка» из фильма «Ах водевиль, водевиль», а благодаря «Карнавалу» Рождественская обзавелась еще одним шлягером - «Позвони мне, позвони». 

- Как-то раз, уже после большого успеха «Карнавала» у зрителей, я зашел в гости к Алле Пугачевой, - вспоминает Дунаевский. - Мы сидели у нее на кухне, и вдруг разговор зашел о песне «Позвони мне, позвони». «Очень хорошая песня, - сказала мне Алла. - Я бы с удовольствием спела. Что ж ты мне ее не предложил?» - «Алла Борисовна, но я не знал, что вы могли бы спеть за кадром...» - «Отчего же? Такую песню бы спела». Так что судьба у «Позвони мне, позвони»  могла быть совсем другой...

 «СОВЕСТЬ ФИЛЬМА»

Если кандидатов на главные роли Лиознова нашла быстро, то для второстепенных персонажей пробы решила все же провести. Впрочем, сотни артистов она не просматривала - не ее метод. Например, на яркую роль цыганки Кармы она первым делом попробовала Екатерину Жемчужную. Ее же и утвердила.

- До сих пор с удовольствием вспоминаю съемки, - призналась «Комсомолке» Жемчужная. - Даже несмотря на то что мне пришлось выкурить на съемочной площадке пачку папирос «Казбек». А я ведь вообще не переношу запаха сигаретного дыма!

- Это единственный минус? Говорят ведь,  у Лиозновой непростой характер.

- Что вы! Она невероятно теплая женщина. Мы с Ирой поначалу побаивались ее, но потом у нас установилась едва ли не дружба. Я сначала переживала, что моя роль в фильме не главная. А она подошла ко мне и сказала: «Катя, не переживай, твоя роль замечательная. Ты - совесть этого фильма!» Так что я счастливый человек, я снималась у мудрой женщины.

- При этом никто не подозревал, что из «Карнавала» выйдет такое популярное кино?

- Музыкальная комедия от режиссера «Семнадцати мгновений весны» - это звучало как-то спорно. И все были потрясены реакцией публики. В 1982 году я ехала в Японию на пароме - представлять «Карнавал» в Токио. И ко мне бросилась толпа девушек за автографом. Для меня это был шок! Оказывается, они уже видели фильм...

После трех месяцев тренировок у Ирины Муравьевой получалось прокатиться а-ля мишка косолапый. Оказалось, то, что надо!

РОЛИКОВЫЕ КОНЬКИ ДЛЯ АКТРИСЫ

Один из самых ярких эпизодов картины - выход на сцену Нины Соломатиной на роликовых коньках вместо медведя Кузи, который пал жертвой диареи. Муравьева готовилась к съемкам этого короткого эпизода три месяца!

- Я хорошо умела кататься на роликах и не думала, что возникнут какие-то проблемы, - говорит Ирина Муравьева. - Но я еще не знала, что это нестандартные ролики - с очень большими колесами, к которым надо приноровиться...

Для Муравьевой наняли тренера - он даже отправился с ней на летние гастроли с театром. Утром двухчасовая тренировка, затем массаж ног (снять напряжение), потом репетиция и спектакль. И так каждый день. Но к съемкам Муравьева сносно стояла на роликах, а вот передвигаться могла с трудом. Конечно, ее неуклюжесть во многом сыграна - все-таки сохранять равновесие она могла куда лучше, чем ее экранная героиня. Но Муравьева признавалась, что съемки именно этой сцены дались ей с большим трудом.

Фото ИТАР - ТАСС. 

любопытные факты о фильме

* За все время проката в Советском Союзе фильм посмотрел 31 миллион зрителей.

* Сцену с Муравьевой на коньках Лиознова придумала не сама, а скопировала из фильма 1968 года «Смешная девчонка». Там в аналогичной ситуации оказалась Барбра Стрейзанд.

* В 1982 году Ирина Муравьева была названа лучшей актрисой года читателями журнала «Советский экран».

* Изначально финал планировался еще более печальным, чем он получился в итоге. Лиознова сняла сцену последней встречи Кармы и Нины, в которой Карма рассказывает, что у нее погиб ребенок. Но при монтаже эта сцена с формулировкой «слишком беспросветно» была выброшена режиссером в корзину.