Последние картины автора «Неба над Берлином» не радовали. Но его новая работа - изумительно сделанный трехмерный фильм-подношение недавно ушедшему великому хореографу Пине Бауш - спасла его пошатнувшуюся репутацию. Формат 3D позволил Вендерсу обновить его режиссерский лексикон. И передать всю сложность и причудливость композиций Пины Бауш. И хотя трехмерное кино делает только первые шаги, фильм Вендерса «Пина», только что представленный на Берлинском фестивале, убеждает в его светлом будущем. Когда за дело берется не ремесленник, а настоящий художник, новый формат перестает быть досужей игрушкой и способом легкой наживы, превращаясь в художественное средство оглушительной выразительной силы.
НЕ СНИМАЯ 3D-ОЧКОВ
- Пина Бауш знала, что вы собираетесь снимать этот фильм в 3D?
- Да, я позвонил ей прямо из кинозала, когда увидел фильм-концерт «U 2 в 3D», который был первой ласточкой этого формата. Дело было в Каннах в 2007 году. Когда я это увидел, то испытал настоящее вдохновение. В техническом плане зрелище было еще очень несовершенным, движения - дергаными, но фильм дал мне надежду на то, что решение для нашей с Пиной совместной работы наконец найдено! Эта технология для меня лишь орудие, средство, но именно то средство, которое я искал. Мы ведь в течение 25 лет вынашивали идею этой картины. Пина все спрашивала меня: «Ну когда же?» - а я неизменно отвечал: «Когда я буду знать, КАК это сделать». И вот этот момент настал. Я позвонил Пине, не сняв с себя 3D-очков, и сказал, что знаю, как снять этот фильм.
- Но она не увидела даже рабочих материалов?
- Она не рвалась смотреть 3D-фильмы, что очень хорошо, потому что едва ли в них бы поверила. И даже первый трехмерный шедевр - до сих пор непревзойденный «Аватар» Кэмерона - она не видела. Пина хотела увидеть в 3D поставленный ею танец. Мы сняли несколько проб, подготовили большой экран, на который напрямую шло с камер трехмерное изображение, загрузили все это оборудование в машины с целью отвезти его в Вупперталь к Пине. Но за два дня до этого показа мы узнали о ее скоропостижной смерти от рака. В это было невозможно поверить. Разумеется, я все отменил. Но через несколько недель пришло понимание, что это было неправильное решение. Фильм, который в результате мы все-таки сделали, был вдохновлен танцорами Пины - именно они заставили меня не отказываться от этой идеи…
КАК ЗАСТАВИТЬ ИНДИЙСКУЮ БОГИНЮ ИСПАРИТЬСЯ
- Первые попытки стереокино относятся еще к 1950-м годам.
- Из той волны я смотрел только старый фильм Хичкока «Для убийства набирайте «М» (1954). Помню эти дурацкие красно-зеленые очки, которые мало что давали и были неудобны в носке.
- Насколько ваши желания совпадали с возможностями новых технологий?
- Мы два года исследовали эти возможности. Они оставались весьма ограниченными. 3D открыло двери пространственному измерению в кинематографе, однако передача движения была очень проблематичной. Скажем, на пробах танцовщица совершала движение рукой - но вместо одной руки на экране у нее их было четыре, как у индийской богини. Это проблема проекции. Мы изо всех сил с нею боролись, изобретали различные средства. И изобрели. Пришлось изменить способ съемки, исключить работу с теми линзами, которые давали такой стробоскопический эффект. Изобрели и новое программное обеспечение, позволявшее до пикселя синхронизировать работу каждой из камер. Мы многому научились, в том числе заставили испариться многорукую индийскую богиню.
- А у Кэмерона в «Аватаре» она есть?
- Кэмерон задолго до нас начал сражение с этой богиней. Если внимательно посмотреть «Аватар», то можно увидеть, что у персонажей, мелькающих на заднем плане, ног гораздо больше, чем полагается. Просто Кэмерон монтирует так, чтобы зрители этого не заметили. Мы нашли идеальное решение этой проблемы. Но использовать его, увы, не могли. Потому что снимать нужно было со скоростью 50 кадров в секунду вместо положенных 24. Задним числом я узнал, что Кэмерон тоже пришел к этому открытию, он даже пытался добиться разрешения снимать картину на новой скорости, но ему не разрешили: ведь все кинопроекторы на этой планете работают со скоростью 24 кадра в секунду. Это непреодолимое препятствие на пути развития 3D-технологии. У кинотеатров нет возможности прокатывать картины, снятые в таком режиме, а вкладывать деньги в усовершенствование проекторов сейчас никто не будет: владельцы кинотеатров и без того должны инвестировать в саму возможность показывать 3D в своих залах.
- Вам не обидно, что многие посмотрят картину на DVD и не получат того впечатления, что в кинозале?
- Разумеется, фильм сделан для того, чтобы его смотрели в кинотеатрах. Но, кто знает, может быть, к следующему Новому году в магазинах появится новейший блюрей-плеер для фильмов в 3D и все бросятся его покупать?
|
ЛИЧНОЕ ДЕЛО
Вим ВЕНДЕРС (урожденный Эрнст Вильгельм Вендерс) родился 14 августа 1945 года в Дюссельдорфе. Изучал медицину и философию в университетах Мюнхена, Фрайбурга и Дюссельдорфа, но в 1968 году поступил в Мюнхенскую академию телевидения и кино. Дебютировал в 1970 году фильмом «Лето в городе», став одной из главных эмблем «нового немецкого кино». В 1982 году удостоен «Золотого льва» в Венеции, а в 1984-м - «Золотой пальмовой ветви» в Каннах за фильмы «Положение вещей» и «Париж, Техас». Номинировался на «Оскара» за знаменитый музыкальный документальный фильм «Социальный клуб Буэна Виста». С 1996 года является президентом Европейской киноакадемии. Был пять раз женат, с 1994 года его супруга - фотограф Доната Вендерс.
5 лучших фильмов Вендерса:
✔«Алиса в городах»
✔«Американский друг»
✔«Положение вещей»
✔«Париж, Техас»
✔«Небо над Берлином»