Как и в прошлом году, «Оскар» вышел за границы голливудской номенклатуры. Несколько статуэток ушло в руки людей, не только никогда не получавших высшую премию Американской киноакадемии, но ни разу на нее даже не номинировавшихся. Лучшие актеры второго плана Кристиан Бэйл и Мелисса Лио (оба сыграли в «Бойце»), сценаристы Дэвид Сайдлер («Король говорит!») и Аарон Соркин («Социальная сеть») и режиссер Том Хупер («Король говорит!») – из таких «новичков».
«Оскары» за лучшую работу оператора, визуальные эффекты, звуковой монтаж и сведение звука достались фантастической феерии Кристофера Нолана «Начало» - этими «техническими» призами его победы и ограничились. За работу художника и лучшие костюмы довольно предсказуемо отметили «Алису в стране чудес» Тима Бертона.
В категории «лучший зарубежный фильм» выиграл, как это часто бывает, не самый заметный фильм – «В лучшем мире» датчанки Сюзанны Бир. Зато у «Оскара» за лучший полнометражный мультфильм вариантов не было – он отошел к «Истории игрушек 3». Ей же досталась и награда за лучшую песню.
Как и предсказывалось, основная борьба развернулась между двумя – фильмами «Король говорит!» Тома Хупера и «Социальная сеть» Дэвида Финчера. Первый – традиционная историческая драма о том, как безвестный австралийский логопед жесткой рукой наставил на путь истинный неуверенного и закомплексованного английского короля. Второй – остросовременный по форме отчет о зарождении сегодняшних Интернет-сообществ.
Символично, что оба фильма удостоились наград за сценарии – оригинальный и адаптированный. «Оскара» за лучший сценарий экранизации не мог не получить знаменитый бродвейский драматург Аарон Соркин, который, кажется, может без труда превратить в интересный фильм даже телефонную книгу. Казалось бы, что может быть малоинтереснее истории о том, как несколько гарвардских «ботаников» запустили Интернет-сайт, после чего разругались и устроили друг другу судебную разборку? Но написана, выстроена и додумана она так, что оторваться решительно невозможно.
|
«Социальная сеть» также удостоилась статуэток за лучшие музыку и монтаж. «Король говорит!» - более весомых наград за режиссуру, лучшую мужскую роль и лучший фильм года. Причину такого триумфа определить нетрудно: «Король говорит!» - картина эмоциональная и в хорошем смысле старомодная, «Социальная сеть», напротив, апеллирует прежде всего к интеллекту зрителя. Хотя и тот, и другой фильм – однозначно «оскаровский» материал. Но сюжеты о постепенном сближении и последующей пожизненной дружбе двух поначалу совершенно перпендикулярных друг другу людей (в случае «Короля…» представителя плебса и выходца из августейшей семьи) традиционно в чести у американских киноакадемиков.
Победа Натали Портман («Черный лебедь») и Колина Ферта («Король говорит!») в качестве лучших актеров большим сюрпризом, напротив, не стала, но жаловаться на это вовсе не хочется: актеры и вправду заслужили своих «Оскаров» - опять-таки первых в своей карьере.
|
Натали Портман: "С балетом я завязала!"
Кинообозреватель «КП» Стас ТЫРКИН умудрился побеседовать с обоими лауреатами «Оскара».
Несмотря на виртуозную работу режиссера Дарена Аронофски, лучшее, что есть в его «Черном лебеде», - это, бесспорно, актерская работа Натали Портман, сработавшей просто на износ. И вознагражденной «Оскаром».
- Натали, вы такая же перфекционистка, как ваша героиня Нина?
- Многие из нас находятся в поисках красоты, которая существует только долю секунды и которую невозможно ухватить. Только заметишь, а она уже ускользнула. Конечно, и я стремлюсь к таким моментам. Спрашиваю с себя по самому высокому счету. Но перфекционизм в нашем деле – штука странная, ведь изображать приходится героев, которые несовершенны. И ищешь в них именно несовершенство.
- Одна из самых напряженных сцен фильма – та, в которой мать Нины постригает ей ногти. Вас кто-нибудь опекал столь же навязчиво?
- Нет, ногти мне помогали стричь только в детстве. Но с тех пор как я научилась говорить, я делаю все сама.
- После окончания работы на «Черном лебеде» у вас не возникло желания продолжить занятия балетом?
- Не-е-ет! Я, конечно, люблю танцевать, но балетные тапочки повесила на стену. Думаю, что с балетом я завязала. Во-первых, выполнила программу максимум. Во-вторых, возраст. Но другой стиль танца я не прочь была бы попробовать!
|
Колин Ферт: Раньше я получал в награду только гнилые помидоры!
50-летний Ферт долго ждал своего часа. И вот дождался, сыграв отчаянно борющегося с заиканием короля Англии Георга VI.
- «Король говорит» - третий фильм, в котором я заикаюсь, - поведал актер. - Но достать заикание из ящика, в котором оно пылилось с прошлого раза, у меня не вышло. У каждого героя оно свое, ведь это не результат, а процесс… Сценарист «Короля…» Дэвид Сайдлер (он тоже удостоился «Оскара» - С.Т.) рассказывал мне, что в ресторане он иногда заказывал себе бифштекс, хотя хотел рыбу - только потому, что был не в силах слово «рыба» произнести...
- Вы снимаетесь уже много лет. Но только в прошлом году впервые номинировались на «Оскара».
- В этом вопросе бесполезно взывать к справедливости. Людям не обязан нравиться твой фильм, даже если ты вложил в него очень много труда. В другие свои роли я тоже вкладывался по полной программе, но в награду получал иногда только гнилые помидоры. Поэтому отрадно, конечно, что в этом случае мой труд не пропал даром.
- Чем привлек вас этот пероснаж, король Георг VI?
- На фоне других исторических персонажей того великого времени, как будто вышедших из викторианской сказки, – Гитлера, Сталина, Рузвельта, де Голля – он выглядит очень скромным, застенчивым персонажем, лишенным особых амбиций. Его история – намного более тихая, личная. Но неизвестно как сложилась бы судьба Англии, если бы не он.