Сюжетом для многих последних комедий Вуди Аллену служила беспорядочная чехарда семейных пар - их разводов, измен, увлечений и примирений. Новый фильм «Ты встретишь таинственного незнакомца» не исключение. Ставший таким же символом комедии, как Чарли Чаплин, Вуди Аллен давно уже не стремится сказать в искусстве «новое слово». Все слова давно сказаны, осталось лишь приятно проводить время. И пожилому уже писателю-режиссеру, и нам, его верным зрителям.
- Вы стабильно снимаете по фильму в год. Вам известно, что такое творческий кризис? - спрашиваю у полуглухого и подслеповатого, но все еще бодренького и не собирающегося на покой ньюйоркца.
- Это единственное из психических и физических расстройств, которое мне неизвестно. Всеми остальными я успешно страдаю, - с обычной невозмутимостью сообщает мэтр-юморист. - Я боюсь лифтов, туннелей, а вот паники перед белым листом бумаги у меня нет. Сам не знаю почему, но пишу я без проблем всегда! Не говорю, что хорошо. Но могу. Приношу домой пачку бумаги и жду не дождусь, чтобы поскорее ее заполнить буквами. Это единственное, с чем мне повезло в жизни!
- Но творческий кризис неоднократно становился проблемой для героев ваших фильмов.
- Я слышал о нем от других писателей. А люди смотрели мой фильм «Разбирая Гарри» и думали, что он обо мне. Уверяю вас, это не так! У меня самого никогда не было такого, чтобы я пил и не мог написать ни строчки.
НА МОЕМ МЕСТЕ ДОЛЖЕН БЫЛ ОКАЗАТЬСЯ НИКОЛСОН ИЛИ КРУЗ
- Вы по-прежнему говорите о себе как о писателе.
- Для того чтобы снимать кино, нужно родиться с определенными данными. Но кое-чему можно научиться и в процессе работы. Вот и я научился, правда, не очень многому. Ведь я сделал такое количество фильмов! Если вы посмотрите мои ранние работы - «Хватай деньги и беги», «Бананы» - вы увидите, что в них очень много монтажных склеек. Этим я защищал себя как режиссер. Сейчас я в состоянии делать фильмы с очень длинными эпизодами, снятыми одним планом. У меня появилась уверенность в том, что я делаю. Я уже давно не злоупотребляю монтажом, в большей степени контролируя свой фильм. Но для кино нужно еще что-то кроме того, чему можно выучиться. Оно либо есть с самого начала, либо нет.
- Вас называют самым европейским из американских режиссеров.
- В больших городах Америки, так же как в университетских центрах, мои фильмы идут неплохо. А в глубинке есть города, в которых их вообще не показывают! Европа в этом смысле куда более продвинута. В какую европейскую страну я бы ни приехал, мои фильмы знают везде. Причем как те, что и мне самому нравятся, так и те, что не особенно удались. А в США меня знают только в Нью-Йорке, Лос-Анджелесе, Чикаго и Сан-Франциско. Так было всегда - даже когда такие мои фильмы, как «Манхэттен» и «Энни Холл», имели в Америке большой успех. «Большой» - по моим меркам, а не по меркам Стивена Спилберга.
- В каких вы отношениях с собственными фильмами?
- Они всегда меня разочаровывают. Приступая к новой работе, я полон энтузиазма и позитивной энергии, всегда надеюсь на то, что этот-то фильм уж точно будет лучшим в истории. А потом на монтаже смотрю то, что сделал, - и сердце падает! Мои надежды никогда не оправдываются. Я вижу только миллион ошибок и испытываю сожаления, что не сделал того или другого и сам разрушил многое в своем замысле. Но, как ни парадоксально, именно это разочарование и есть то, что заставляет меня продолжать работать. Делаешь фильм - проваливаешься и хочешь попробовать снова. Делаешь снова, полагая, что в этот раз допустишь меньше ошибок, - и снова провал. И так до бесконечности.
- Какая из ваших картин нравится вам меньше всего?
- Ну, скажем, «Проклятие нефритового скорпиона». Я испортил этот фильм тем, что сам в нем снялся. У меня были восхитительные актеры, но главная роль была у меня, а надо было пригласить кого-нибудь вроде Джека Николсона. Нет, в некоторых своих фильмах я очень даже на месте, но это был явно не тот случай. Вот почему у меня какое-то тоскливое чувство насчет этого фильма.
- Мне он очень понравился.
- Да, он был довольно успешен. Но лично я чувствую, что испортил его. Мою роль должна была играть другая звезда. Может быть, Том Круз.
ХОПКИНС ГОТОВ СНИМАТЬСЯ У МЕНЯ ЗА КОПЕЙКИ
- У вас даже в эпизодах снимаются самые крупные звезды. А были актеры, которые вам отказали?
- За долгие годы работы в кино кто мне только не отказал! Причем отказывают даже те, кто больше всех кричит на публике: «Пожалуйста, дайте мне любую роль, я буду работать бесплатно, в любом вашем фильме я готов сыграть все!» Когда я реально звоню этим актерам, то и близко не могу заполучить их в картину. Чаще всего из-за денег, иногда из-за занятости. Но зарплата все же на первом месте. Мы ведь очень немного платим актерам, самый минимум. Такой актер, как Энтони Хопкинс, играющий одну из главных ролей в фильме «Ты встретишь таинственного незнакомца», обычно получает очень большие деньги. Мы платим ему гроши.
- Зато у снимающихся у Вуди Аллена есть шанс получить «Оскара».
- Да, актеры, участвовавшие в моих картинах, получили множество номинаций. Это для них кое-что значит. Вы знаете, большие звезды снимаются у меня, если им нечего делать. Если они работают на каком-то дорогостоящем блокбастере, то им не до меня. Но если они не снимаются, то рассуждают примерно так: «Почему бы мне не
поработать с ним шесть недель? Роль очень хороша, и если она получится, то за следующий фильм я смогу содрать 20 миллионов долларов, потому что мои ставки взлетят!»
- В вашем следующем фильме, «Полночь в Париже» (уже объявлено, что он будет открывать Каннский фестиваль в мае этого года), снялась Карла Бруни. Как вам пришла в голову идея пригласить на роль первую леди Франции?
- Эта идея пришла в голову моей ассистентке по кастингу. Я счел, что идея отличная. Мне нужна была актриса на роль музейной работницы. Интеллигентная и привлекательная француженка с шармом и хорошими манерами. Карла на нее идеально подходила, хотя я был уверен, что она никогда не согласится. Но при встрече она воскликнула, что снимется с большим удовольствием.
Конечно, я был очень польщен! Но вы же знаете, как нелегко с этими первыми леди. А что если бы аккурат перед съемками в мире разразился ужасный политический кризис и Карла должна бы была немедленно вместе с мужем ехать, скажем, в Узбекистан? К счастью, никакого кризиса в Узбекистане не было.
- Вы снимали в Англии, Испании, Франции и даже, говорят, намереваетесь поработать в Рио-де-Жанейро. Получается, что вы можете поехать снимать в любую страну, которая даст вам на фильм миллионов 7 - 8?
- Нет, 8 миллионов - это слишком низкий бюджет даже для меня! Но если дадут вдвое больше, то почему бы и нет? Но все, конечно, не так легко. Я приму приглашение, только если оно удовлетворит двум моим условиям. Первое - если мне удастся придумать историю, связанную именно с этим местом. Иногда она приходит легко, как в случае с «Вики Кристина Барселона», иногда - нет. И второе условие: я должен спокойно жить в этой стране со своей семьей три месяца во время съемок. Поэтому если мне придет приглашение из Судана, едва ли я смогу его принять. В Москве, как я слышал, тоже сейчас неспокойно. Но в Париже, Стокгольме, Берлине или Гамбурге я вполне могу снимать кино.
ЛИЧНОЕ ДЕЛО
Вуди АЛЛЕН родился 1 декабря 1935 года в нью-йоркском Бруклине. Настоящее имя - Аллен Кенигсберг. В 15 лет начал продавать шутки таблоидам. Выступал в качестве комика в клубах, в середине 1960-х попал в кино, переозвучив и перемонтировав японский фильм, выпущенный под названием «Что нового, тигренок Лили?».
Полноценный дебют в кино в качестве режиссера, сценариста и исполнителя главной роли - фильм «Хватай деньги и беги». Поставил 43 фильма. Был 21 раз номинирован на «Оскара», выиграл трижды - за фильмы «Энни Холл» и «Ханна и ее сестры».
Был трижды официально женат, в последний раз - на Сун-И Превин, приемной дочери своей бывшей гражданской жены, актрисы Мии Фэрроу. В числе других его сердечных привязанностей - актрисы Луиза Лассер и Диана Китон. От сожительства с Фэрроу имеет биологического сына Ронана и двоих усыновленных детей в браке с Сун-И.
5 лучших фильмов Аллена:
✔ «Манхэттен»
✔ «Мужья и жены»
✔ «Пули над Бродвеем»
✔ «Матч-пойнт»
✔ «Вики Кристина Барселона»