Признавайтесь, смеялись на днях над роликом с телеведущей Еленой Малышевой? Можете не отвечать. И так ясно: скорее всего, смеялись.
У этого видео на YouTube всего за неделю — больше двух миллионов просмотров. Цифра для Рунета непостижимая. А ведь обычно говорят, что «ролик порвал Рунет», едва он наберет всего сто-двести тысяч кликов.
Но если все-таки не видели, рассказываю. Ведущая программы «Жить здорово!» на Первом канале Елена Малышева попыталась максимально наглядно изобразить, какой вред мужскому организму может принести крайняя плоть и как полезно иногда вовремя пройти процедуру обрезания. Для этого она попросила выйти к ней кого-нибудь из зрителей, пришедших на съемку в свитере с высокой горловиной.
На свою беду вышла одна молодая женщина. Малышева сначала раскатала горловину ее свитера, высокохудожественно изображая крайнюю плоть, а потом взяла ножницы и решительными движениями произвела «обрезание». Еще швырялась конфетти — мол, это вредные микробы кишат. По замыслу Малышевой сама женщина, стало быть, являла собой понятно что.
Страна от неслыханно доходчивой подачи материала натурально обалдела. Вскоре выяснилось, что это еще не все. Энтузиасты накопали продолжение саги. Так, в одной из программ «Жить здорово!» была затронута важная проблема сухости слизистых оболочек у женщин в предклимактерическом периоде. В студии возникла поролоновая модель вагины, которую зрительница под чутким руководством Елены Малышевой опрыскала из пульверизатора.
- Смотрите, как увлажняется! - с удовлетворением отметила ведущая.
Еще в одном выпуске говорили о нарушениях механизма эрекции. Молодого мужчину Елена Васильевна попросила пролезть сначала в широкую тряпичную трубу, а потом - в узкую. Мужчина смешно пыхтел, а Малышева объяснила, что он - эритроцит в кровеносном сосуде. В здоровом, широком ему хорошо, а в узком - плохо, отсюда и проблемы с наполнением кровью столь важного органа.
Вопиющая наглядность вызвала более чем закономерную реакцию. Домохозяйки да пенсионерки - основная аудитория идущей утром по будням программы «Жить здорово!», - хватались за головы и терли глаза: вдруг им почудилось. У офисных работников резко упала производительность - все дружно обменивались ссылками на фрагменты передачи и упражнялись в остроумии.
Большинство решило, что на телевидении - на главном канале страны! - в попытке максимально оболванить население все окончательно сбрендили. «Неразбавленный идиотизм», - резюмировал человек, первым выложивший в Сеть видео, получившее название «Малышева и член».
Но не поспешны ли выводы? Между прочим, Елена Малышева - врач. И не просто врач, а кандидат медицинских наук. Санпросветом она занимается уже десятки лет. Ей ли не знать, что у нас одна часть населения плюет на собственное здоровье с младых ногтей, другая лечит диабет приседаниями по методу Геннадия Малахова, а третьей патологически стеснительна и скорее сдохнет, чем пойдет к врачу!
Тут без методических разработок для развития мышления в младших группах детских садов не обойтись. «Смотрите, так устроен пенис!» - почти кричит Елена Васильевна, закатывая несчастную в ее собственный свитер. Точно так же вопят воспитательницы, демонстрируя дошкольникам на картинке какого-нибудь медведя, когда в детсаду проходят тему «Лесные животные». Чрезмерность Малышевой - не от полной потери чувства вкуса, а от желания авторов программы достучаться до наших мозгов, ежедневно атакуемых терабайтами информации.
Конечно, претензии чисто эстетического свойства так и просятся. Но, с другой стороны, не лицемерие ли это? Может, общество признает уже, что у мужиков есть члены, а у милых дам - вагины и решится, наконец, заговорить об этом во весь голос? Что важнее - шок у стыдливых девственниц или здоровье целой нации?
И кстати. Сдается мне, что программа Малышевой - это не только санпросвет. Вероятно, теленачальники именно на такой эффект и рассчитывали: «шокирующие» кадры попадут в Интернет, общество сначала возмутится, а потом... начнет смотреть «Жить здорово!» на постоянной основе. Вдруг еще что-нибудь интересное покажут. Это война за зрителя, давно ушедшего в Интернет и которого очень хочется вернуть к «ящику».
«Телевизионщики все время ссылаются на рейтинги и показывают в результате всякую ерунду. Но ведь рейтинги определяют среди тех, кто смотрит телевизор. А сколько народу его не смотрит?!», - справедливо жаловался недавно один режиссер.
У «Жить здорово!» как раз отличные рейтинги даже среди тех, у кого телевизора вообще нет.
Создать качественный мем - информационный феномен, которым так и хочется добровольно поделиться с друзьями, - мечта любого маркетолога. В случае с шоу «Жить здорово!» мем получился что надо. Появились видеопародии, смешные коллажи-«фотожабы». Елена Малышева стала героиней интернет-фольклора. По сути, миллионы людей бесплатно рекламируют передачу. Это успех!