И мы в который раз наслаждались блистательной игрой Леонида Куравлева. Так что невольно возникло желание узнать: а как сейчас живет этот народный любимец?
Всем кажется, что он весельчак и выпивоха. И я была уверена, что он будет шутить и насмешничать во время нашей беседы. Но, как оказалось, Леонид Вячеславович в жизни - полная противоположность своих героев. Он серьезен, нетороплив, обстоятелен. Очень закрыт. Обычно он не дает интервью. Но для «Комсомолки» и программы НТВ «И снова здравствуйте!» сделал исключение...
«Семья для меня главное»
- Леонид Вячеславович, смотришь на вас на экране и думаешь: «Какой легкий, искрящийся жизнелюбием человек! Душа компании, весельчак!» А коллеги говорят, что вы очень сдержанный, часто погружены в себя...
- А я легкий человек! Я не пессимист. Мои герои - жизнерадостные люди. И я жизнерадостен. Но я прожил уже долгую жизнь. И нахожусь в возрасте, когда пора подводить итоги. С годами приходит мудрость. Я не балагур и не весельчак.
- А мне казалось, что вы должны быть юморным человеком, с озорством. Ваши герои почти все любят выпить, ввернуть крепкое словцо, а вы в жизни, как рассказывают, некомпанейский. Анекдоты не рассказываете, на съемках не тратите время на посиделки, а всегда собранны, сконцентрированны. Директор фильма «Афоня» рассказывал, что вы в перерывах пересчитывали гонорар - правильно ли вам заплатили. Отыграли - и домой. Ведете себя очень скромно, интеллигентно, спокойно.
- А разве плохо, что я интеллигентно себя веду? Я всегда веду себя со всеми вежливо, не позволяю себе грубого слова. Не терплю хамства - ни по отношению к другим, ни к себе. Я люблю людей. И люди ко мне относятся с уважением. На улице ко мне подходят и говорят: «Мы вас ЛЮБИМ!» Значит, сделал я что-то хорошее в своей профессии.
- Профессия для вас самое главное?
- Нет. На первом месте у меня семья. Я семьянин. Семья - моя опора в жизни. Если нет семьи, детей - какой же смысл?..
- А мне один ваш приятель рассказал, что в вашей семье командирша - жена, вы ее во всем слушаетесь!
- Дурак тот, кто это сказал. У нас в семье взаимопонимание. Я счастливый семьянин. У меня прекрасная жена. Она у меня учительница английского языка. Сейчас она, как и я, на пенсии. У нас старшая дочь и младший сын. Разница между ними 17 лет. Васенька в честь Шукшина назван, потому что у Шукшина так и не случилось сыновей, у него дочери. А он мне говорил: «Пока не рожу сына - не умру». Умер, так и не родив сына. В нем говорила крестьянская кровь - ему нужен был работник, наследник. И, когда у меня родился после его смерти сын, я его назвал в честь Василия Макаровича в благодарность за то, что он одухотворил и мою жизнь, сделал ее хорошей, счастливой...
Дети мне подарили троих внуков. Сейчас в них мое счастье. Я не хожу на какие-то мероприятия, светские приемы, не вижу в них смысла. Мне интереснее заниматься с внуками. Живу все больше их заботами... Люблю читать. Классику в первую очередь. А в свою семью я не пускаю посторонних.
|
- Правда ли, что вы ярый футбольный болельщик?
- За национальную сборную, можно сказать, даже ярый. Футбол люблю. Но скорее я спокойный болельщик...
- Телевизор смотрите?
- Иногда. Не устраивает сегодняшний уровень телевидения. Все заполонили американские малодуховные фильмы, странные шоу. Они не остаются в памяти. Зато до сих пор помню фильмы Шукшина. Моя самая любимая картина, в которой я сыграл, «Живет такой парень».
«В меня поверил Вася Шукшин»
- Когда Шукшин начал работу над фильм «Живет такой парень», Сергей Герасимов посмотрел на мою пробу и сказал, мол, он вяло играет... Герасимов меня не утверждал. Да и вся комиссия.
А ведь Шукшин на меня написал сценарий-то. Герасимов его начал отговаривать меня снимать. А Вася, вот я ему благодарен, хотя это был первый его фильм, ослушался всей комиссии. Он в меня поверил! И картина по сей день смотрится. Я благодарен всю жизнь Василию Макаровичу, что он запустил меня на очень высокую киноорбиту, с которой я по сей день не слетел.
|
- А вам не было страшно - вдруг не оправдаете надежды?
- Конечно, страшно. Потому что первая главная роль. До этого я снимался примерно в восьми картинах, эпизоды играл. А тут в каждой сцене - Пашка Колокольников, все про него. Было страшно. Да и рискованно для самого Шукшина. Кстати, это он придумал, что мой герой заикается. И, когда он сдавал эту картину в Госкино, вдруг один чиновник говорит: «Видите, как хорошо Шукшин-режиссер использовал недостаток актера - заикание!» Шукшин посмеялся: «Вот, Леня, какие люди принимают у нас фильмы».
- А как получилось, что вы решили стать актером?
- Это была случайность. Отец и мама были удивлены. Никто из моих родственников не связывал жизнь с искусством. Но толчок к этому дала моя двоюродная сестра - она поступала во ВГИК на актерский факультет и не прошла. И, когда я решал, куда податься, она мне подсказала. Во ВГИКе было сто человек на одно место, в первый год я не прошел, но прошел на второй год. А между двумя поступлениями я работал на фабрике в цехе, который производил линзы для приборов.
«Сыграл трех воров»
- В фильмах Гайдая снимались с удовольствием? Роль Милославского любите?
- Обожаю. Вообще я сыграл трех воров - Жорж Милославский, Шура Балаганов в «Золотом теленке» Швейцера, Копченый в фильме «Место встречи изменить нельзя». Три вора - и всех их любит зритель, я не понимаю почему.
- В картине «Иван Васильевич меняет профессию» на вашу роль пробовали разных актеров, а взяли именно вас...
- Я тогда снимался у Славы Говорухина в фильме «Робинзон Крузо». Мы снимали на юге, в Сухуми. И пришла телеграмма с вызовом в Москву к Гайдаю на кинопробу. Я загорелся: люблю Булгакова. Бросился к Говорухину с мольбой меня отпустить на один день на пробу. И прошел!
- Говорят, на съемках у Гайдая вы много сами придумывали?
- Режиссеры любят импровизацию, если она точно укладывается в образ. Скажем, в «Иване Васильевиче...» есть сцена, когда я вхожу в квартиру Шпака, которого граблю, случайно открываю бар, беру пачку денег и говорю: «Храните деньги в сберегательной кассе». Я спросил Гайдая:
- Можно добавлю: «Если они у вас, конечно, есть!»?
Он говорит: «Замечательно. Импровизация тебя разогревает, это важно».
Придумал, чтобы мой герой появился в кадре с пачкой сигарет «Мальборо». Это любимые сигареты Гайдая, и режиссеру было приятно.
- Вы песенку хорошую в этом фильме поете...
- «Вдруг, как в сказке, скрипнула дверь»? Скажу честно, это фонограмма. Песню спел замечательный актер Валера Золотухин. У меня голос совсем не певческий, к сожалению... А помните ручку, которую Милославский дарит послу? На самом деле на ручке была изображена обнаженная женщина. Но вырезали этот кусочек - нельзя было показывать раздевающуюся на ручке. Сейчас показали бы.
- Когда ваш герой звонит по телефону Шпаку и приглашает на свидание от имени женщины таким жеманным голосом...
- Голос не мой! Актрисы Натальи Кустинской (той, чья героиня собиралась уехать с режиссером Якиным в Гагры. - Прим. ред.).
«Сейчас не в чем играть»
- Вы снимались с Высоцким, как было с ним работать?
- Замечательно. Я снялся с ним в фильме «Место встречи изменить нельзя». Потом - в фильме «Маленькие трагедии» режиссера Швейцера. Высоцкий - Дон Гуан, а я - Лепорелло. Если актер, как Высоцкий - очень талантливый, гениальный, - то он задает тебе планку общения, приглашает быть таким же талантливым, как он.
- У Гайдая в фильме «На Дерибасовской...» вы сыграли Горбачева...
- Мне Горбачев сказал, что ему понравилось, как я исполнил его.
- Были роли, на которые вас пробовали, но не брали?
- Да. В фильм «За спичками» я пробовался, а утвердили Славу Невинного. Это хорошая картина, совместно с финнами делали. А потом мне позвонил режиссер и сказал: «Сыграй эпизод, в Финляндию поедешь, отдохнешь, там природа, то да сё». Я согласился. Две недели там жил. Кстати, жили вместе со Славой Невинным. Мы с ним дружили. Замечательное время!
|
- А вас на улицах люди по какой роли вспоминают?
- По Афоне. По сей день кричат в спину: «Афоня, дай рубль». Раздражает, честно говоря. Ну какой я Афоня? У меня 250 ролей... А вот Афоня свой в доску. Мерзавец ведь, а любят. Данелия написал в своей книге: «В Куравлеве есть какая-то загадка, другого бы не любили». На эту роль пробовались очень много актеров, в том числе Высоцкий.
В принципе люди живут немножко по Афоне. Не обязательно в таком виде расхлыстанном. Но там суть национальная была схвачена, вот в чем секрет. Картина очень глубокая. Народу надо вылезать из той лужи, в которой оказался Афоня.
- Из последних ролей что вам по душе?
- Сказка «Книга мастеров». Последняя моя большая работа. То, что сейчас предлагают, я не могу принять. Плох нынешний наш кинематограф. Конечно, бывают какие-то фильмы, которые вызывают общественный резонанс. Но это сейчас редко. В основном режут, стреляют, убивают, насилуют. Вот от этого я отказываюсь. Я говорю: «Ребята, этого не предлагайте». «Мы вам заплатим хорошо». - «Нет таких денег в природе, чтобы я, Леонид Вячеславович Куравлев, согласился на такое!»
Спас Наталью Варлей
- Мне очень нравится Гоголь. Роль в «Вие» играл как по нотам. Вот говорят: а трудно играть Гоголя? Не очень! Потому что он за тебя уже многое сделал. Текст льется, как музыка гениальной симфонии. Я всякий раз получаю оригинальный сценарий и многое правлю, чтобы на душу ложилось, на язык. А Гоголь поработал за тебя прекрасно. И еще аура мистики существует там. Она мне очень помогала как актеру...
- На съемках вы спасли, говорят, актрису?
- Наташу Варлей? Там есть эпизод, когда она летает в гробу. Однажды закрутился гроб с Наташей, и вдруг она стала падать. Во-первых, скорость, представьте себе, и, во-вторых, метра 3 высота. Она стала падать, а я находился в той точке, где мне пришлось всего лишь, не отступая ни на шаг, подставить руки, и она в них упала. Это чудо. Это тоже Гоголь!
Его иногда обвиняли в том, что он копается в каких-то темных делах. Нет, Гоголь космически любвеобилен.
|
- Мы с удовольствием пересматриваем фильмы с вашим участием. А вы сами любите смотреть эти фильмы?
- Нет. Не люблю себя на экране. Хотя, конечно, я удовлетворен тем, что сделал в кино. Я счастливый человек в своей профессии.
ФАКТ
Однажды Леонид Куравлев поднимался в лифте с одним чиновником кино, которого многие недолюбливали. Он был подозрителен и всегда старался вызнать, что думают о нем окружающие. Что-то в тот день не ладилось у Куравлева, поэтому он был мрачен, весь в себе. Чиновник пытливо спросил:
- Леонид, я бы дал десять рублей, чтобы узнать, о чем ты сейчас думаешь...
- То, о чем я думаю, денег этих не стоит, - хмуро ответил Куравлев.
- Ну все-таки о чем?
- О тебе я думал! - сказал Куравлев и вышел из лифта на нужном этаже.
МНЕНИЯ
Аркадий АРКАНОВ: «Меня поражает в Куравлеве удивительное качество. Иногда, хватив лишнего, а может быть, от усталости, произнося какой-то тост или слушая кого-то, он вдруг мог задремать прямо за столом, отключиться. Проходило минут сорок, потом он открывал глаза и продолжал рассказывать с того же самого места, иногда спрашивал: «Так, так, на чем мы остановились?» Как будто ничего не происходило и он просто моргнул».
Аркадий ИНИН: «Леня - очень добрый, скромный, абсолютно нетусовочный человек. Он живет своей отдельной, глубокой внутренней жизнью. Он очень справедливый: если Леня что-то сказал, то так оно и есть. Он не гуляка: отработал на полную катушку - и домой, в отличие от многих других артистов».
Николай БАНДУРИН: «Мы учились вместе с Леней. Знаю, что ему удавалось изображать животных. И на съемках ему было проще войти в образ, когда режиссер сравнит героя с каким-то животным. Например, Леня никак не мог вжиться в роль Шуры Балаганова в «Золотом теленке». И тогда режиссер сказал: «Играй дворняжку». Он мгновенно вошел в образ дворняги, и это действительно ему помогло - после этого образ Балаганова у него получался шикарно».
Артем КОСТЕНКО.