Удивительная история - просто Зощенко какой-то - случилась на днях с актрисой Ренатой Литвиновой. Впрочем, началось все еще два года назад, когда на выставке, устроенной в Самаре, показали картины голландца Хайо Сола - и среди прочих портрет Литвиновой, написанный специально для нее и украшенный кристаллами Сваровски...
В ЧЕМ ОБВИНИЛИ АКТРИСУ
- Мы договорились: если картина понравится Ренате, она рассмотрит возможность ее приобретения за 3500 евро, - уверяет самарский искусствовед Алексей Прокаев. И клянется, что, увидев свой портрет в электронной почте, актриса зарделась от счастья: «Картина прекрасна, я хочу ее иметь!» Но, получив, повела себя странно.
- Директор самарской галереи «Вавилон» Вера Ершова, соорганизатор выставки, отвезла картину в Москву, - вспоминает Алексей. - Но денег не получила.
- Мы встретились в назначенный час у дома Ренаты (она была вместе с помощницей Марией), - в унисон ему возмущается Вера Ершова. - И женщины мне сказали: «Мы сейчас работу забираем, а потом решим». И скрылись в подъезде дома, а позже по телефону признались, что картина понравилась... Но никто дарить картину ей не собирался!
Словом, коварная актриса заполучила свой портрет за так - и самарские искусствоведы не получили три с половиной тысячи, на которые рассчитывали!
ЧЕМУ УДИВИЛАСЬ РЕНАТА
Мы связались с Литвиновой. И вот ее рассказ:
- Вообще только сейчас я осознаю, что столкнулась с достаточно изощренным видом продажи искусства путем шантажа через прессу. Года два назад моему секретарю Марии (кстати, она уже год у меня не работает) позвонили продюсеры некоего европейского художника, который просил дать любое мое фото, чтобы он написал с него картину. Мария выбрала фото и выслала. Далее все переговоры также велись через нее.
Когда картина была написана, мне сообщили, что на выставке художника я получу ее в подарок. Но на выставку я приехать не смогла. Зато потом ее привезли ко мне, и... Спустя некоторое время всплыли разговоры о дорогостоящих стразах и о цене, которую я должна была заплатить за то, что поначалу значилось как предполагаемый подарок. Какую-то часть денег я даже передала (за стразы), но, разумеется, никаких расписок не брала.
И вот теперь спустя годы эта история выплывает в такой оскорбительной интерпретации! Очень уж это похоже на шантаж, некий способ подзаработать на мне. Картина была мне симпатична, но не нужна, я не коллекционирую свои изображения, могу вернуть ее... Но в любом случае я чувствую себя так, словно меня использовали. Я ни разу напрямую не разговаривала ни с продюсером, ни с самим художником. Интересно, а сам он знает, как торгуют его работами?
* * *
Сказав все это, Рената вдруг задумалась и... самым решительным образом вручила вдруг эту картину нам. Сейчас полотно хранится в редакции «КП». Что с ним делать? Обсуждаем с Литвиновой, решаем... И еще обязательно расскажем о судьбе портрета.
МНЕНИЕ ЮРИСТА
«Эта история - как суп из топора»
Мы попытались связаться с самим голландцем, автором картины, через его представительство в Нидерландах. Нам обещали передать, что «Комсомолка» его разыскивает, но... он так и не вышел с нами на связь.
А вот как прокомментировал нам эту историю Александр Островский, почетный адвокат России:
- Эта история напоминает мне сказку про суп из топора. Мол, вы дайте нам только ваше фото, а мы, ваши поклонники, просто вас нарисуем. А потом начинается - стразы, деньги...
С юридической точки зрения Рената чиста - ей сделали подарок, она его приняла. Хотя, конечно, если дарится какая-то дорогая вещь, лучше оформлять договор дарения - чтобы не было впоследствии подобных вещей.
Сам художник является владельцем произведения. И имеет право или подарить его, или продать. Если у голландца есть какие-то претензии, то он должен прислать сначала претензии в письменном виде, а затем обратиться в суд. И ему будет, конечно, очень сложно сформулировать свои претензии... Хотя я подозреваю, что все проще: это самарский представитель мутит воду.