«ЕЛКИ-ПАЛКИ, ВСЕ О ЕЕ МУЖИКАХ!»
- Ну вот никто у меня о творчестве Нонны не спрашивает... Елки-палки, все про мужиков пытаются разузнать, и особенно про ее отношения со Славой Тихоновым!
- Наталья Викторовна, но это же можно понять: два таких красивых человека, две ярких актерских личности. Так хотелось бы видеть воплощение сказки…
- Да вы поймите - именно поэтому все так сложно и было. У Нонны и Славы непросто строилась личная жизнь. И трудности были материальные: актер в театре получал копейки. Да и в кино тоже. Плюс еще творческие проблемы. Я все это знаю, потому что в 11 лет приехала в Москву с Кубани и пять лет прожила в семье Славиных родителей в Павловом Посаде. Когда у Нонны и Славы родился сын Вовочка, я его нянчила. И потом, когда они переехали в Москву и жили в бараке, я еще несколько лет была вместе с ними.
- Тихонов, наверное, испытывал ревность к успеху вашей сестры?
- Так к ней успех-то пришел, когда они уже почти разошлись!
- Ну как же - в «Молодой гвардии» снимались вместе, а Сталинскую премию получила только Мордюкова.
- Вот из-за этого Нонну и не снимали целых 15 лет. Актриса Катя Савинова - она любимая подружка ее была - говорит: «Нонн, ты понимаешь, мне передали: это что же опять на экране будет Ульяна Громова?» Нонна рыдала. Ей хотелось хоть какую-то роль.
А насчет того, что Нонну в «Молодой гвардии» так выделили, Слава при мне только один раз вспомнил, когда мы в бараке жили: «Лауреату Сталинской премии могли бы и получше жилплощадь дать».
А Слава с 50-х годов без конца снимался. И «Мирные дни», и «Мичман Панин», и «Оптимистическая трагедия». Он пользовался таким успехом!
У нас дома был целый ящик писем от его поклонниц, под окнами плакали девушки. В Театре киноактера он играл в «Необыкновенном чуде». Мы Вовочку спать уложим, и Нонна мне: «Пойдем Славку посмотрим». И вот он выходит на сцену, а в зале - одни поклонницы.
- Так, значит, Нонна Викторовна ревновала?
- Вот я не видела, чтобы она переживала из-за поклонниц. Единственное, она сердилась, когда мы вместе с Тихоновым выходили через черный ход из театра, и ее чуть ли не сбивали с ног… Домой без конца звонили, Нонну оскорбляли. Это ужас, что было! А телефон общий, соседи серчали. Она тогда и стала хлопотать насчет квартиры. И вот им дали двухкомнатную - это в 60-м году уже.
Но Боже упаси, чтобы Нонна завидовала. Никогда в жизни! Она, наоборот, радовалась за Славу, старалась условия создавать.
|
Когда ему дали роль тракториста в фильме «Дело было в Пенькове», поддерживала морально. Его же трудно утверждали на роль: внешность не деревенская! И он ужасно волновался - вдруг не получится! Нонна говорила: «Будь проще, Славуль. Пойди посмотри на работяг. Ты что, не видел их, что ли, в бараке?»
И только в 1958-м она стала такой, «более добротной» женщиной, и про нее вспомнили. Ее пробовали на фильм «Отчий дом» - там несколько человек смотрели. И тут Нонна мне говорит: «Сходи в церковь, поставь свечку Николаю Угоднику и попроси его, чтобы меня утвердили на роль».
Я понятия не имела, кто такой Николай Угодник. У нас дома никогда иконок не было, никогда не было слов о Боге - мама же наша коммунистка была! Я купила свечку, спросила у бабушки, куда поставить. И, как сейчас помню, - на иконе такой старик позолоченный, я на него смотрю и говорю: «Николай Угодник, помоги моей сестре Нонне». А сама так верю, что поможет! Буквально на следующий день ей звонят: утвердили!
|
«МНЕ НАДОЕЛ ТВОЙ КОЛХОЗ!»
- Из-за чего они все-таки с Тихоновым разошлись?
- Дело в том, что Славины родители жили довольно уединенно, даже с родственниками не общались. И Слава любил быть в тишине и одиночестве. Говорил тихим голосом. А Нонна - она ж была горластая, как все южане…
Славина дочка как-то сказала, что ему надоели Ноннины «гулянки». Я задумалась: какие ж гулянки? А ей было всегда интересно с подругами - актрисами Клавой Хабаровой, Катей Савиновой. Они могли собраться, болтать, петь песни. Нонна была очень музыкальная. Они оперы обсуждали, в консерваторию бегали. А Слава никуда не хотел идти.
Нонна его сколько раз звала. Однажды на колени встала: «Я тебя умоляю, студенты нас пригласили, наверное, винегрет сделали, как мы когда-то, пойдем!» А он: «Нет!»
Она такая «таборная» была, ну, как и все у нас на Кубани. А Слава был обычно серьезным, вот как-то так себя нес. Приемничек включит и тихо сидит, слушает. А мы на цыпочках с Нонной ходим, потому что Слава слушает футбол.
И ссорились они тоже тихо - некрикливо. Вот слышу: Слава ругается, почему Нонна из его брюк мне юбку сшила. Она говорит: «Славуля, ты же известный артист, а там заштопано, это же неприлично тебе в штопанных брюках ходить, а Наташке нечего носить».
- Они легко расставались или все же трудно?
- Я не присутствовала при этом, но Слава вроде куда-то даже писал, жаловался на нее там, или еще что-то... Не знаю. Я сейчас не могу точно сказать, потому что Нонна говорила то одно, то другое. Вот как ее героиня в фильме «Журавушка».
С Нонной тоже ведь трудно жить было. А со Славой можно было ладить.
Но и он тоже имел свое самолюбие. Когда в молодости она хотела было с ним расстаться, он маму нашу просил: «Ирина Петровна, повлияйте, я не знаю, что со мной будет». Мама Нонне говорила: «Ты что, с ума сошла, он такой семьянин, где ты такого найдешь? Красавец! А ты что? Тебе еще краситься надо, чтобы быть красивой!».
|
И все равно Славка возмущался: «Мне надоел твой колхоз!» Конечно, семья-то у нас была большая, шестеро сестер и братьев. Мы - «колхоз». Нонна всем помогала. У них постоянно кто-то жил: то подруга с собаками, то братья-сестры...
- А кто был инициатор развода?
- Я не знала сначала, что они развелись. Приезжаю как-то к ней, смотрю, какой-то красавец сидит, грузин. Я потом узнала, что это Борис Андроникашвили. Вышли мы на кухню, Нонна говорит: «Я со Славкой разошлась, понимаешь, вот с Борей сейчас живу. Ты знаешь, он князь, он Байрона читает по-английски, он такой умница». Ей захотелось Байрона по-английски услышать, понимаете...
Я у Славы потом спросила: «Правда, что разводитесь?» Он говорит: «Что делать, Нонна так хочет». Я думаю, он сам бы не ушел. Он так воспитан был, чтобы семью не бросать. Даже если тебе тяжело - терпи. Его отец всю жизнь терпел жену и во всем ей угождал - она сложная женщина была. И Слава считал: раз семья, хорошо тебе или плохо, терпи, но живи. А Нонна не вытерпела.
- И что вы ей сказали?
- Разве я имела право что-либо сказать? Никогда! Я не мама. Это мама могла ее за волосы взять и держать. Мама умерла - вот они и разошлись.
|
«СЕСТРА ЗНАЛА, ЧТО Я ИДУ НА СВАДЬБУ К ТИХОНОВУ»
- А потом, после развода, Мордюкова с Тихоновым общались?
- Когда Слава снимался в «Войне и мире», он ей позвонил. Нонна мне рассказывала: «Сегодня Слава подъехал, и мы с ним на его машине ездили. И он говорит: «Ты понимаешь, Бондарчук ко мне подходит и вот так кулак перед носом держит - попробуй только не сыграй эту сцену!(А речь шла о сцене смерти Андрея Болконского.) И у меня, говорит Слава, как-то вот все опустилось. Я, говорит, пустой, Нонна, ты понимаешь?» А Нонна: «Слава, ты ему прощай. Ну и что - кулак показал? Он с Кубани. Что ты, кулака испугался? А ты сыграешь, ты талантливый артист, ты уже себя показал». Он говорит: «Ты знаешь, иногда мне кажется, что я прямо и не артист». А Нонна ему: «Очень хорошо, когда есть сомнения, значит, нет зазнайства».
- На съемочной площадке, на концертах они как-то пересекались?
- На концерты Слава почти не ездил. А если вот на студии появлялись одновременно - она с одной стороны сидит и с кем-то там разговаривает, он - с другой. Рядом никогда не садились нигде.
- А вы встречались с Тихоновым?
- Так он же дружил с моим мужем Петей. (Петр Катаев, известный кинооператор, сын писателя Евгения Петрова, скончался 15 августа 1986 г. - Авт.) А Петя как раз снимал «Семнадцать мгновений весны». Они со Славой и на футбол ходили, и я их кормила, он просто отдыхал у нас.
- Сестра не запрещала вам видаться с Тихоновым?
- Ну что вы, нет, конечно. Она говорила: «Славка все равно наш родственник».
- И они ни разу у вас не встретились?
- Да нет... Когда они развелись, Нонна очень редко ко мне приезжала. А потом Слава встретил Тамару. Он озвучиванием много занимался. Во время работы над фильмом Лелюша «Мужчина и женщина» они и познакомились - Тамара была переводчицей с французского языка. Ему 40, ей 24. И вот он приезжает и говорит моей свекрови: «Есть девушка, она может стать моим другом жизни, но как же так - такая разница в возрасте?» Она ему: «Слава, да ты что, ведь в старину только так и женились: мужчина только к 40 годам становился на ноги».
Потом Слава пригласил нас с Петей на свадьбу в ресторан «Прага».
- Ваша сестра знала, что вы пошли на свадьбу Тихонова?
- Знала. Я даже помогала Славиной невесте на студии платье свадебное шить.
- И как она это все восприняла?
- Никак. У нее как раз в это время был Андроникашвили, как она могла воспринимать? Слава должен был устроить свою жизнь? Должен. Все.
- Мордюкова с Андроникашвили была счастлива?
- Нонна влюблена была в него, это точно. А она такой была: если любила - все старалась для человека сделать. Но потом могла раз - и все разорвать. Она человек порыва. Это со Славой у них долго копилось все, да мама ее держала, вот и назревал разрыв медленно. А с Андроникашвили враз все решилось.
Нонна рассказывала: она моет дома полы, а тут актриса Люда Хитяева влетает - разодетая, в шубке, надушенная. И Борису: пойдем, говорит, в Дом кино. Нонна с тряпкой, а Боря - у телевизора, в халате. И так ей обидно стало. Она по провинциям с коробками - там пленки с фильмами - мотается, а он с винцом пасьянсы раскладывает. Ну и говорит ему: «Слушай, убирайся к черту!»
- Потом Нонна Викторовна отвергла молодого, влюбленного в нее артиста Юрия Каморного. А может, с ним и стала бы счастливой?
- Ой, нет! Нонна тут была как кремень, даже когда Юра угрожал покончить с собой. Он ведь однажды пришел к ней с пистолетом и прямо на наших глазах руку себе прострелил! Но она даже разговаривать не стала. Рану перебинтовала и выгнала: «Чтоб духу твоего здесь не было!» Он же был почти ровесник ее сына!
Как-то, уже в последние годы, смотрим с ней по телевизору: то пожилая актриса с молодым, то певица. Нонна и говорит: «Вот видишь - у всех молодые любовники. А я стену поставила. Ну и было бы у меня два сына и ходила бы барыней!»
- Иногда стоит пренебречь досужими разговорами...
- А дело не в этом. Просто в Нонне все равно было и стеснение, и воспитание. Почему она расписалась с актером Владимиром Сошальским, хотя и прожили они около года? Чтоб «не гавкали», что она незамужняя женщина. «Незамужняя женщина - это неприлично». (Реплика героини Светланы Крючковой из фильма «Родня». - Авт.) Она мне говорит: «Ну вот, я вышла сейчас официально, приезжай на свадьбу». Одну меня пригласила. Потому что чувствовала, что куда-то идет в болото… Все время была как бы не в своей тарелке.
- Получается, по расчету вышла замуж?
- Да вы что?! Никогда бы такого не было! Один ученый предлагал Нонне выйти за него - ей уже лет 40 было. Как ухаживал! Дача, розы, то да сё... Нонна со мной делилась: «Наташ, да чтоб я продалась за дачу, за машину? А как же чувства?» Нет! Она должна была полюбить...
|
«А ПЕРЕД УХОДОМ ПРОСТИЛИ ДРУГ ДРУГА»
- Почему Нонна Викторовна перед смертью все-таки решила позвонить Вячеславу Васильевичу? Чувствовала себя виноватой?
- Виноватой? Да нет, не то. Другим своим бывшим мужьям она бы не позвонила. А тут… Такой самый яркий кусок жизни, самое первое молодое чувство. Нонна в конце жизни поняла: вот молодость, Славка - еще такой неопытный юнец, - вот это было счастье. А остальная часть жизни - сплошные несбывшиеся надежды, мытарства и разочарования.
- Это она сама вам говорила?
- Да. Что бы ни было - все равно он был родненький. Слава и на Кубань с Нонной приезжал, когда студентами были. И еще их сын Вовочка, и Павлов Посад... Очень любила она Славу, и потому обиду воспринимала горше. У нее же много обиды на него было. И она его простила. Но в таких ситуациях всегда оба в чем-то виноваты. Вот она за свое и попросила прощения.
- И какое у нее было выражение лица при этом?
- Как будто что-то важное сделала. Значит, в ней это сидело, понимаете? Не хотелось уходить с тяжестью на душе.
- Вы присутствовали при разговоре?
- А как же! Нонна сказала: «Славочка, прости меня». А он: «И ты меня прости». И оба положили трубки. А потом ушли. И все...