Немногочисленная профессиональная армия намного лучше огромной толпы вооруженных дилетантов - первая нехитрая мысль, посетившая меня во время просмотра фильма Зака Снайдера «300 спартанцев». С детства овладевавшие наукой убивать, древние спартанцы могли и в количестве всего 300 человек оказать достойное сопротивление огромной армии персов. Как известно из античной истории, героические спартанцы, конечно, все полегли на поле брани, но оставили о себе память в веках. В том числе в виде «графического романа», а попросту говоря, комикса Фрэнка Миллера. И его экранизации режиссером Снайдером (автор отличного ремейка ужастика Джорджо Ромеро «Рассвет мертвецов»).
Снайдеру, понятно, один фиг - что мертвецы, что спартанцы. Разница, в общем, такая: когда голову сносят трухлявому зомби - это прикольно и весело, а когда бравому и сексуальному, одетому в плавки спартанцу, - трагично. Поэтому за кадром непременно должна звучать соответствующая музыка и пафосные дикторские трели. С трелями, доступно объясняющими зрителям, кто такие были эти спартанцы и как они дошли до жизни такой, вышел некоторый перебор. Как и с эпизодами «вокруг» самой битвы - кадры, живописующие политические интриги в Спарте, на редкость занудны. А срисованная с «Гладиатора» лирическая линия между царем спартанцев Леонидом и его женой и вовсе смехотворна.
Собственно «мочилова» в двухчасовой картине всего минут на двадцать, причем действительно хорошо сделана (с напряжением, словно по раскадровке Эйзенштейна) только одна сцена - та, в которой Леонид бьется с огромным амбалом, рабом персов.
Разумеется, никакого отношения к реальным историческим событиям фильм, снятый по комиксу автора «Города грехов», не может иметь по определению. Спартанцы - все как на подбор жеребцы с идеальными (подкорректированными в фотошопе) фигурами и прессом - едва ли носили кожаные трусы, как танцовщики в шоу Мадонны. А царь персов Ксеркс вряд ли напоминал транс-сексуала с накрашенными губами, нарисованными бровями и с пирсингом во многих местах. Впрочем, кто может знать, что и как было в 480 году до нашей эры? Откровенно выпячивающие свою комиксовую придуманность, напоминающие заставку к компьютерной игре, плоские и виртуальные «300 спартанцев» все-таки предпочтительнее китчевых блокбастеров типа «Александра» или «Трои», где историческая реальность тоже и близко не ночевала. Такова была вторая и последняя нехитрая мысль, посетившая меня во время просмотра.
УРОКИ ИСТОРИИ
Персы не были монстрами
Конечно, фильм Зака Снайдера - это не кинопособие по истории Древнего мира, а исторический комикс. Тем не менее неплохо бы знать, что:
- На самом деле против армии Ксеркса в битве под Фермопилами сражались не только 300 спартанцев. Вместе с царем Леонидом защищать ущелье пришли около 7000 - 8000 человек со всей Греции. Но после того как предатель Эфиальт указал персам тропинку для обхода лагеря греков, основная часть войска отошла по приказу Леонида. С ним остались 300 спартанцев и еще несколько сотен воинов из других греческих государств: фиванцы, феспийцы. Все они тоже погибли под Фермопилами.
- Эфиальт не мог быть горбуном, иначе бы его по спартанским законам сбросили со скалы еще в младенчестве как уродца, не годного к воинской службе.
- В персидской армии, вторгшейся в Грецию, не могло быть миллиона человек. Но все равно она была громадна по меркам того времени - около 100 тысяч воинов. И, конечно, гвардия Ксеркса - «бессмертные» - никогда не носила масок на лице, словно убийцы из американского триллера «Крик».
- Гомосексуалистом был не только Ксеркс, но и большинство спартанцев. Не зря в древних греческих комедиях синонимом слова «мужеложец» был именно житель Спарты.
- Спартанские воины никогда не тренировались на волках, как это делал в фильме юный Леонид. И не воевали обнаженными: их доспехи, наоборот, весили как минимум 15 килограммов.
СРАВНИМ
| «300 спартанцев» (1962 год) | «300 спартанцев» (2007 год)
|
Режиссер | Рудольф Мате
| Зак Снайдер
|
Главные звезды | Ричард Иген (Леонид), Ральф Ричардсон (Фемистокл), Дэвид Фаррар (Ксеркс)
| Джерард Батлер (Леонид), Лина Хэди (Горго), Родриго Санторо (Ксеркс)
|
Бюджет | Точно неизвестен, но картина проходит в рейтингах как малобюджетная
| 60 миллионов долларов
|
Что взято за основу | Реальная история о вторжении в Грецию персидского царя Ксеркса в 480 году до н. э. и то, как его войска были остановлены спартанским царем Леонидом под Фермопилами
| Комиксы 1998 года про 300 спартанцев Фрэнка Миллера, в которых реальность полностью перемешана с фэнтези. Сам Миллер утверждает, что создал свои рисунки под впечатлением фильма 1962 года
|
Самые яркие цитаты | Командир гвардии Ксеркса: «Когда мы атакуем, наши стрелы затмят вам солнце». Леонид: «Тем лучше, будем сражаться в тени»
| Царь Леонид : «Спартанцы! Наслаждайтесь своим завтраком. Ужинать будем уже в аду!»
|
Как снимали фильм | Картина создавалась совместно с греческими властями, поэтому съемки проходили в самой Греции, неподалеку от реального места битвы
| Фильм был снят за 60 дней в Канаде, в студии под Монреалем. Все сцены снимались на зеленом фоне, а потом пейзажи дорисовывались на компьютере с помощью 3D-графики. Актеры, изображавшие спартанцев, начали тренироваться по шесть часов в день еще за полгода до начала съемок в канадском Квебеке. Режиссер хотел, чтобы в кадре они выглядели как профессионально подготовленные воины. Инструкторами по физподготовке у актеров были два бывших «морских котика» - элитные американские спецназовцы.
|