А вот Суриковой это удалось - ее фильмы «Человек с бульвара Капуцинов», «Ищите женщину», «Будьте мои мужем» знают все. Мы встретились с коренной киевлянкой (она родилась и выросла в украинской столице) накануне ее юбилея.
«Романы на съемках помогают»
- Алла Ильинична, правда ли, что вы за Андреем Мироновым чуть ли не год охотились, чтобы уговорить сниматься?
- Да, для картины «Будьте моим мужем». Я ему признавалась в любви и уговаривала «стать моим мужем». В ноябре ему сделала предложение, а в мае он ответил. Причем там были его предложения по изменению сценария, по добавлению сцен и даже по выбору героини. Он способствовал, чтобы Лена Проклова снялась в главной роли.
- А в «Человеке с бульвара Капуцинов» была актриса Яковлева. Ее тоже утверждал Миронов?
- В общем, да.
- Вы были свидетелями романов на съемках?
- Так я вам сейчас и расскажу! Обязательно романы возникают… В общем, да, была свидетелем. Но не на свадьбе, на съемочной площадке.
- Встреваете в отношения, если вдруг это мешает процессу?
- Нет. Влюбленность на съемочной площадке не мешает, скорее помогает. Потому что рождается некий свет, облако. Люди начинают иначе смотреть друг на друга. Кто-то позавидует, кто-то увидит заново человека, в которого влюбились. Нормально. По крайней мере у меня не было такого нервного состояния.
- А вы влюбчивая?
- Я? Сейчас вспомню. Да, конечно. Но не на съемочной площадке. На съемочной площадке я обязана любить актеров. Хочешь не хочешь, а люби, блин! Пьет - люби, все равно протрезвеет и будет в кадре красивый. А группе, конечно, достается. В кадре актер вошел в одних трусах, а вышел в других. Я говорю: «Ребята, и чего?» Они: «Ой, засада! Камеру выше поднять, трусы не показывать!»
- Алла Ильинична, это Светлана. Читала, что часто известные актеры отказываются сниматься раздетыми и за них раздеваются другие... Вы это применяли?
- В картине «Две стрелы» Жизневский должен был прыгать со скалы и бежать голым. Он наотрез отказался перед камерой пятой точкой показаться. Тогда Ярмольник говорит: «Я побегу. Только убери девчонок, они же ослепнут от счастья». После съемки Леня подходит к Жизневскому и говорит: «Дурак ты - прыгал ты, бежал я, потом смонтируют, и все будут думать, что задница твоя, а не моя».
Крачковская как-то предлагала для фильма «Человек с бульвара Капуцинов» снять свою грудь. Сашка Яковлева сказала, что хочет играть Диану - мечту ковбоя, у нее должна быть аппетитная грудь. И Крачковская предложила: «Давай крупным планом мою снимем». Но в итоге все-таки мои художники по костюмам придумали, как сделать так, чтобы все, что есть у Сашки, было на высшем уровне.
- Сложно предлагать актерам обнажиться?
- На картине «Две стрелы» с первыми обнажающимися актерами было сложно, а потом я лихо кричала: «Кто еще не снимался голым?» - потому что там практически все снялись. Когда Наташа Гундарева прыгала в воду голая, операторы затаили дыхание. Потому что замечательные формы, красивые!
«Продюсер нас кинул»
- Правда, что вы не хотели снимать ремейк «Человека с бульвара Капуцинов», если там не будет Маши Мироновой, дочки главного героя первой ленты Андрея Миронова?
- Да. Но я считаю, что это «парафраз» - история по мотивам. Андрей ушел из жизни, я считала своим долгом как бы продлить его фамилию. И поскольку это такой женский вариант той картины, то, конечно, мне важно было, чтобы Маша играла внучку мистера Феста. В нашем фильме героиня Маши Мироновой говорит, что знает, что ему поставили памятник на Западе, и показывает фото памятника, который открыли в Астрахани, - мистер Фест с киноаппаратом.
Вообще мы с Андреем Мироновым мечтали о продолжении «Человека с бульвара Капуцинов»... Если бы он не ушел из жизни, стал бы режиссером.
- Говорят, актеры в вашем новом фильме готовы были бесплатно сниматься?
- У нас должен был быть один инвестор с фамилией вождя мирового пролетариата, но он за две недели до съемок слинял, и мы уехали снимать кино с остаточным бюджетом. Звезды шли мне навстречу, снижали свои гонорарные ставки... Леня Ярмольник попросил перевести его небольшой гонорар на счет дочери Саши Абдулова. Коля Фоменко снялся и собрался уезжать вообще без гонорара. Но я настояла. Юра Гальцев, Максим Коновалов, Сережа Габриэлян - все актеры снижали свои ставки.
Люблю, когда мужчины в кино дерутся
- Алла Ильинична, говорят, что вы любите мужское кино, трюковое. Это так?
- Я люблю хорошее, талантливое, разное кино. Но когда я прошу своих трех внуков посмотреть кино, то младшие говорят: «А драчки будут?» Вот для них приходится драчки и устраивать. Хотя не только для них, естественно. В общем, люблю, когда мужчины в кино дерутся. Знаете, это странное определение - мужское и женское кино. Потому что, скажем, картина «Начало» Панфилова - это мужское или женское кино, если главная героиня женщина? Или картина Данелия «Фортуна», или «Паспорт»? А когда в картине дерутся - это мужское кино или женское? Единственный фестиваль, на котором я была с картиной «Человек с бульвара Капуцинов», - в Лос-Анджелесе в 1987 году. На родине вестернов мы получили первый приз за вестерн! Мужская это или женская картина? По-моему, женская. При том, что дерутся одни мужчины. А в картине «Человек с бульвара КапуциноК», которую я сейчас закончила, дерутся девчонки - Маша Миронова, Лиза Боярская, Лиля Журавлева.
- Говорят, на вашей новой картине две Маши - Миронова и Голубкина - помирились?
- Голубкина у меня не снималась, но приезжала к нам на съемки. 16 августа мы все вместе отметили годовщину Андрея. Было приятно видеть Маш вместе. Девочки дружат, это замечательно. Потому что раньше они ревниво относились друг к другу.
- А вы верите в мистику?
- Андрей Миронов мне приснился перед премьерой «Человека с бульвара КапуциноК» в Доме кино… Он что-то мне хотел сказать, но меня разбудил телефонный звонок - звонила Лиза Боярская, говорила, что за премьеру очень переживает… Я отношусь к числам неравнодушно. К номерам на машине. Еду и вижу, какой номер впереди, и как-то ассоциирую дальнейшие события с этим номером. Не люблю, когда черные кошки перебегают дорогу. Я ехала из Дома кино по Брестской, и кошка перебежала дорогу. Я затормозила. И машина напротив тоже затормозила.
И мы стоим. Оказалось, в той машине жена Лени Ярмольника ехала. Мы потом так хохотали с ней, когда поняли, что обе стоим из-за черной кошки.
О разном
- Почему у вашего внука фамилия Суриков?
- У моих трех внуков три разные фамилии. Они от разных пап. Ну, может быть, когда-нибудь они сделают себе черточку, и будет Суриков-..., Суриков-…
У меня есть дочь, она писатель, у нее есть три сына и четвертый сын - муж. У нас замечательная собака, ее зовут Фая, полное имя «Фанта оранжата с третьей планеты», она кроличья такса, умная, хитрая и любимая. Муж на нее смотрит с такой нежностью, что я ему говорю иногда: «Ты можешь, не меняя выражения лица, повернуться ко мне?»
- Я с детства думала, что «Ералаш» придумал Борис Грачевский. Оказалось, что вы. Недавно об этом узнала!
- Я заканчивала Высшие режиссерские курсы и искала материал для дипломного фильма. Мне попалась в руки книжка питерского поэта Олега Григорьева, к сожалению, ныне покойного, с короткими новеллами в духе Хармса. Тратить материал на дипломный фильм бессмысленно, потому что он интересен маленькими сюжетами. И тогда мне пришла в голову мысль создать детский юмористический журнал. Идею приняли. Меня вызвали в Госкино, сказали, что мы начинаем, запускаем, чего вы хотите? А чего я хотела? Я заканчивала Высшие режиссерские курсы и хотела быть только режиссером. Ни редактором, ни директором на «Ералаше» быть не хотела. Единственное, что, наверное, надо было тогда сделать, - включить свое имя в титрах: автор идеи - Алла Сурикова.
Фото PHOTOXPRESS.