«УКРАИНСКИЙ ФИЛЬМ «СЧАСТЬЕ МОЕ» ОТКРОВЕННО АНТИРУССКИЙ»
- Карен Георгиевич, расскажите, как вам удалось возродить «Мосфильм» и при этом не потерять себя как творческого человека?
- Я хотел создать первоклассную студию, студию номер один, на которой мне было бы комфортно работать. Еще один немаловажный момент: у меня до сих пор нет домов и другой недвижимости - это принципиальный вопрос. Поэтому «Мосфильму» на все хватало. Все, что зарабатывали, мы 12 лет подряд вкладывали в развитие киностудии, потому на сегодня она лучшая в Европе и одна из лучших в мире.
- Представьте себе, что вас назначили директором Киностудии им. Довженко. Какие бы шаги первыми предприняли на этом посту?
- Могу сказать, что я первым делом сделал на «Мосфильме»: поменял всех.
- Сейчас ведутся подготовки к съемкам фильма «Мы из джаза-2», который является продолжением вашей знаменитой картины. Вы имеете к этому отношение?
- Я отдал все права - боюсь возвращений в прошлое.
- В конкурсной программе последнего фестиваля «Кинотавр» участвовал украинский фильм «Счастье мое», который был отмечен за режиссуру. Вы были председателем жюри, можете высказать свое отношение к этому фильму?
- Я не скрываю, что был категорически против того, чтобы этот фильм получал вообще какие-либо призы, потому что он откровенно антирусский. Прожив в кино 30 лет, я очень хорошо научился читать режиссерские послания. Я вижу, что стоит за каждым кадром. Художник может делать все. Но мне это не нравится. Кроме того, я не увидел в этой ленте никакой особой режиссуры, зато заметил некие спекулятивные моменты. Но за нее проголосовали, и я не стал становиться в позу.
- После «Кинотавра» вы сказали, что были разочарованы работами молодых режиссеров. Можно ли кого-то из сегодняшних российских режиссеров ставить в один ряд с западными коллегами?
- В советское время существовали режиссеры экстра-класса, это около десятка имен, и режиссеры второго звена, но тоже очень талантливые, которые снимали по-настоящему хорошее кино. Сегодня во всем российском кино я могу насчитать человек пять-шесть, кто может сделать хорошее кино. Для того чтобы зрителю было интересно смотреть то, что режиссер делает, он сам должен быть интересным человеком. Увы, личностей в современном русском кино немного. А ведь кино - это в первую очередь люди.
«АКТЕРЫ ПОРТЯТСЯ ОТ ТОГО, ЧТО ИМ НЕЧЕГО ИГРАТЬ»
- Как вы относитесь к политизации российского кино и к тому, что многие фильмы снимаются под госзаказ?
- Почему вы считаете, что заказные фильмы не могут быть шедеврами? Сикстинскую капеллу да Винчи тоже расписывал под заказ. А насчет идеологической составляющей кинематографа, то она всегда была и будет. Кино имеет слишком сильное влияние на массы, чтобы власть в любой стране не пыталась использовать его в своих интересах. С этим ничего не поделаешь. И каждый раз это индивидуальный выбор художника, идет он на это или нет.
- Не считаете ли вы, что современные актеры играют неискренне?
- Я бы так не сказал. Другой вопрос - актеры быстро портятся от того, что им нечего играть. Не думаю, что сегодня талантливых людей меньше. Их губит система. Я очень часто вижу, как талантливый человек, переиграв в сериалах, ничего не может. Актер - это такая профессия, которая постоянно требует душевного упражнения. Если не будешь заниматься душой, она перестает давать тот импульс, ту страсть, которая актера делает актером. И тогда ему очень трудно раскрыться.
- Собираетесь ли вы в ближайшее время снимать новый фильм?
- Я неделю назад запустился с большой постановочной картиной. Мы с Сашей Бородянским написали сценарий по роману молодого автора Ильи Бояшова «Танкист, или «Белый тигр». Книга очень любопытная, я всем рекомендую прочитать. Это о войне, но в очень неожиданном ракурсе.