Герой Лео Ди Каприо занимается редким ремеслом - размещением и удалением снов в голове клиента. Это почти как размещение «джинсы» (скрытой рекламы) в газете или на телевидении, только стоит в миллион раз дороже. Скажем, заказывает ему некий делец поместить в сознание другого дельца немудреную идею разрушить отошедший к тому отцовский бизнес. И Лео увлеченно ее «размещает». На всех пяти уровнях, которые, оказывается, имеет обычный человеческий сон.
Параллельно герой Ди Каприо ведет дознание личного характера. Когда-то они с женой (лауреатке «Оскара» за роль Эдит Пиаф в фильме «Жизнь в розовом свете» Марион Котийяр в этом образе совсем нечего делать) заигрались в виртуальные игры. Бедняжка решила, что мир, в котором она живет, не настоящий, и, чтобы вернуться к «началу», ей надо… убить себя. Что она и проделала. К большому огорчению Лео и к радости зрителей: уж больно занудный и никчемный это персонаж.
Вместо того чтобы забыть о постылой супруге и сосредоточиться на работе, Лео попытается «вспомнить все»: кто подтолкнул несчастную к роковой мысли о том, что жизнь есть сон? Над весьма очевидной разгадкой он будет долго париться в течение двух с половиной часов экранного времени, ведь, как сказано в фильме, «начало сна мы помним хуже всего».
К счастью, картина не исчерпывается ее лирической частью, в которой Ди Каприо совершенно не убедителен в роли мужа и, особенно, отца. Впрочем, Лео в «Начале» - всего лишь приманка. Наживка для той части публики, которую иначе на этот триллер - несоизмеримо более интеллектуальный, чем все, что идет сейчас в мультиплексах, - было не заманить.
Главная и единственная звезда фильма - его сценарист и режиссер Кристофер Нолан, («Мементо», «Престиж»). На волне беспрецедентного коммерческого успеха перелицованных им фильмов о Бэтмене, в особенности «Темного рыцаря», студия «Уорнер бразерс» отвалила Нолану 200 миллионов долларов на абсолютно авторское по замыслу и конструкции произведение, чье действие едва ли не полностью разворачивается… в подсознании человека.
Разумеется, сравнения с «Матрицей» неизбежны. Фильм братьев Вачовских, вышедший на экраны 11 лет назад, сделал достоянием посетителей мультиплексов догадку философов, обсуждавших на протяжении последней трети ХХ века то, что открылось хакеру Нео (Киану Ривз): реальность вокруг нас - сплошной обман, матрица.
«Начало» - вещь далеко не столь революционная. Используя уже внедренные в сознание публики прогрессивные идеи, Нолан берет другим. Как и герои «Начала», конструирующие предметный мир сна, он выступает в качестве архитектора спроектированной им в сценарии вселенной. Он не только возводит ее на глазах у изумленного зрителя, но и с научной обстоятельностью - и убедительностью! - объясняет законы существования мира, проводником в который для нас каждую ночь является подушка. Вооруженное подсознание, лабиринты подзащиты, недостроенная зона сна, разные скорости протекания сна на разных его фазах, сон внутри сна…
Сможете ли вы после всего этого заснуть - это уже ваша проблема.