Театр им. Ивана Франко много чего повидал и пережил на своем веку: были и прекрасные постановки, и великие актеры, и непредсказуемые повороты судьбы. «КП» решила вспомнить несколько интересных фактов из жизни театра.
БРОДЯЧИЕ АРТИСТЫ
В 20-е годы театр существовал «в формате» бродячей труппы. Чего только не испытали молодые франковцы в этот период, где они только не играли! И на полях перед колхозниками, и перед петлюровцами - а те выпытывали: «Так вы артисты, жиды или коммунисты?» Особо трагическая страница для театра - осень 1921-го. Свирепствовал тиф, нечего было есть. Артисты колесили по Украине в раздолбанном вагоне без крыши - десять суток добирались на спектакль от Смилы до Винницы! Особое счастье выпадало, когда их приглашали играть на сахарные заводы. Так, в Черкассах артистам-франковцам выделили по полмешка сахара. А однажды матерые «завхозы» театра откуда-то раздобыли бочку варенья. И труппа только что не молилась на это внезапное сладкое счастье - по ложке его делили друг с другом… Только бы выжить!
ГЛАВНАЯ СЕМЬЯ
Современного зрителя уже не удивишь семейственностью в наших театрах. Династии разрастаются. Но Театр им. Ивана Франко изначально был «обустроен» как театр семейных ценностей. Практически вся семья основателя театра Гната Петровича Юры на заре театральной жизни бурно влилась в сценическое строительство.
Гнат Петрович, человек мудрый и взвешенный, был известен своим умением маневрировать. Известен случай, когда в Виннице Юра вступил в конфликт с петлюровской контрразведкой, были арестованы несколько актеров-франковцев. Его заподозрили в «большевизме», но Гнат Петрович выступил после спектакля перед зрителями - членами правительства УНР - и заявил, что если им будут мешать работать, строить разные пакости, то с этого момента подлинно украинский театр прекратит свое существование… В общем, шантаж. Петлюровцы попритихли, пришли к Юре за кулисы и пообещали не трогать его коллектив.
А когда уже советская власть победила на всех направлениях, хитромудрый Гнат Петрович решил записаться в коммунисты. Но не в самом театре. Он отправился на процветающий тогда Киевский кабельный завод, в самую гущу пролетариата, заявив, что только с рабочим классом видит свою дальнейшую жизнь. Таким образом и «охранную грамоту» для театра заработал, и массового зрителя на свои спектакли заполучил: кабельщики просто обожали спектакли франковцев.
|
САМЫЕ ВЕСЕЛЫЕ
Гениальных комиков в этой труппе всегда было немало. Пожалуй, самым ярким персонажем в памяти киевлян остается Николай Яковченко (отец Прони из фильма «За двумя зайцами»). Когда его спрашивали, сколько рюмок он может выпить за один присест, Яковченко отвечал: «Не перепливеш!»
Виртуозными комедийными актерами были и Владимир Дальский, и Николай Панасьев. А слабую половину представляла на комедийном фронте воистину великая Нонна Копержинская (Секлета все в том же фильме «За двумя зайцами»). Нонна Кронидовна была «фольклорным элементом» в Киеве 50-70-х. Лихо водила машину, лихо пудрила мозги гаишникам: «Ой, я ж не думала порушувати! Просто закохалася у вас з першого погляду!»
P.S. Разменяв десятый десяток, франковцы не собираются долго засиживаться за торжественным столом. Сразу же после юбилейного вечера - репетиции. В планах - «Буря» Шекспира, казацкая феерия «Байка про Сірка», мюзикл «Золушка».
Репортаж с празднования юбилея читайте в ближайшем номере «КП».