С ЛЕГКИМ ПАРОМ!
Я вхожу в павильон «Мосфильма», где Владимир Хотиненко снимает сцены из ссыльной жизни Достоевского в Омске, - и как будто в баню попадаю. Очень душно и влажно. Именно так в своих «Записках из Мертвого дома» Достоевский описывал утро в казарме для каторжан: «Духота была страшная. Свежий зимний воздух ворвался в дверь, как только ее отворили, и клубами пара понесся по казарме». Клубы пара изображает специальная машина, которая безостановочно гонит густой белый дым.
Расталкивая всех локтями, к Владимиру Хотиненко несется ассистентка:
- В кадре должны быть калачи и квас на столе. Квас настоящий давать?
- Да! - отвечает Хотиненко, но тут же меняет решение: - То есть нет. Сейчас актеры напьются кваса и будут по туалетам бегать. Наливай холодный чай. Его много не выпьешь.
«Неужели даже Миронову не нальют кваску?» - только успел подумать я, как посреди декораций появился Достоевский. В заляпанной робе, волосы взъерошены, хмурое лицо перепачкано грязью, весь какой-то нервный, суетливый. Похоже, Миронов перевоплотился в Федора Михайловича еще во время грима.
- Женя - уникальный артист, он сейчас действительно Достоевский, - объясняет мне Хотиненко. - Вот только что он был артистом Мироновым, а потом раз - и уже Достоевский.
Перед началом репетиции Миронов ни с кем не общается, даже с членами съемочной группы - чтобы не сбить настрой.
- Ну что, порепетируем! - командует Хотиненко.
Миронов молча кивает и входит в «баню». Ему надо найти бутылку сидра, которую он спрятал куда-то, а куда - не помнит. (У арестантов, как писал Достоевский, была возможность купить и сидр, и вино, но все приходилось прятать - воровство в остроге было страшное).
- Ты взял? - обращается к партнеру по эпизоду. Тот мотает головой. Достоевский выходит из кадра и превращается обратно в Миронова.
- Репетируем еще раз или снимаем? - спрашивает Хотиненко.
- Репетируем! - хором кричат ассистенты и оператор.
- Снимаем! - возражает Миронов убедительным голосом Достоевского.
- Ну снимаем так снимаем... - соглашается режиссер.
Тут Миронов внезапно поднимает руку - ему нужно выйти на минутку. (Хотя кваса ему никто не наливал, надо заметить...) Возвращается уже в образе Достоевского - хмурый, нервный, молчаливый.
- Женя, что ты с собой сделал? - кричит гример, увидев вернувшегося артиста.
Тот смотрит в зеркало, мгновенно становится Мироновым и весело хлопает себя по лбу:
- Вот блин, всю грязь с рук и лица смыл!
Несколько минут гримеры восстанавливают чумазый облик писателя-каторжника...
«НИКТО, КРОМЕ ЖЕНИ, ЛУЧШЕ НЕ СЫГРАЕТ!»
Наконец объявляют обеденный перерыв. Миронов с какой-то феноменальной прытью удаляется в свою гримерку. А я пользуюсь паузой, чтобы задать несколько вопросов Владимиру Хотиненко.
- Вы Евгения Миронова пригласили из-за успеха сериала «Идиот»?
- Отчасти да. В Достоевском всегда жили два его персонажа - Мышкин и Рогожин. И Жене, блистательно справившемуся с ролью Мышкина, интересно было сыграть еще и его антипода. Хотя на роль он был утвержден не сразу - я провел много проб, в которых участвовали в том числе и знаменитые артисты. Но теперь я убежден, что, кроме Жени, в этом сериале лучше никто бы не сыграл.
- А почему именно биография Достоевского?
- Его жизнь - потрясающий материал! Женщины, ссылка, пристрастие к азартным играм… Подробности его биографии хорошо известны - есть мемуары близких людей, письма самого Достоевского. Нам почти ничего выдумывать не приходится.
- А почему Достоевский у вас без бороды? Разве в ссылке он брился?
- Мы уточняли специально. Борода у него появилась позже, уже в 60-х годах XIX века. А мы сейчас снимаем самое начало его ссыльной жизни - тогда он был даже безусым.
- В сериале останутся пикантные моменты его биографии? Я имею в виду многочисленные любовные истории. Или вы острые углы решили обойти?
- Нет, ни в коем случае. Достоевский был ловеласом, пока не встретил Анну Сниткину. С каждой из женщин у него была отдельная история. Исследователи сходятся в едином мнении: эротика была очень важной частью жизни Федора Михайловича. Но мы, понятно, в таком тонком вопросе вынуждены себя ограничивать (смеется).
- То есть постельных сцен в «Достоевском» не будет?
- Ну почему, кое-что мы сняли. И там все будет достаточно откровенно - я постарался передать чувственность Федора Михайловича. Сейчас вот смонтируем, посмотрим, надо ли оставлять это в картине...
О ЧЕМ СЕРИАЛ
Телесериал «Достоевский» охватывает довольно большой период жизни Федора Михайловича - с момента разгрома кружка петрашевцев (декабрь 1849 г.) до написания «Братьев Карамазовых» (1879 г.). За это время в жизни Достоевского произошло множество драматических событий - ссылка в Сибирь, заграничный роман с Аполлинарией Сусловой, смерть от чахотки первой жены Марии Исаевой (ее в сериале играет Чулпан Хаматова), сотрудничество с несколькими почвенническими журналами, встреча с Анной Сниткиной, смерть сына Алеши… Съемки закончатся к лету 2010 года. Дата телепоказа пока не определена.