21 ноября
Загрузить еще

В молодости Богдана Ступку били за стильные «дудочки» и называли буржуазным прихвостнем

В молодости Богдана Ступку били за стильные «дудочки» и называли буржуазным прихвостнем

Служил в ансамбле «пенсии и пьянки»

- Богдан Сильвестрович, недавно, перед вручением российской премии «Триумф», вы рассказывали, что специально сверились со словарем и выяснили: триумфатор - это полководец, который на коне въезжает в Рим. Сейчас украинские читатели «Комсомольской правды» признали вас «Кумиром нации»...

- Так, слушай… (Ступка берет со стола словарь, раскрывает его на «кумире» и зачитывает): «Статуя, которой язычники поклоняются как божеству. Идол, божок, божище. Тот, кто служит предметом восхищения, поклонения». Статуя, да? Ну, если мы - последователи язычников… (Смеемся вместе.)

- Публика, влюбляясь в артиста, часто задается вопросом: он целиком перевоплощается или все же во многом играет себя? Конечно, ваше творчество многогранно, и нельзя в каждой роли стараться увидеть какой-то биографический налет. Но вот фильм «Восток-Запад», где вы сыграли дирижера военного хора. И сами в свое время в армии служили три года: сперва в оркестре Прикарпатского военного округа, потом - в ансамбле песни и пляски…

- Пенсии и пьянки, да!

- Что-то перенесли оттуда, из своего личного, на экран?

- Естественно. Есть опыт быстротекущей жизни. Вот такой человек, с такими глазами, с таким характером, с таким отношением к людям - ни убавить, ни прибавить.

- А генерал Серов из «Водителя для Веры»? Он убедителен до боли, до мелочей. Вы же в 41-м году только родились и вряд ли могли иметь какие-то собственные воспоминания из того времени?

- Я помню войну, я уже говорил об этом. Горело все, повешенные, убитые… Мы с родителями жили тогда на Львовщине. Это когда нет экстремальных условий, ничего из раннего детства не запоминается. А в такой ситуации - наоборот. Потом под этим кодом живешь всю жизнь.

Стилягам занижали оценки в школе

- Богдан Сильвестрович, в шестидесятых годах вас можно было назвать неформалом. Танцевали рок-н-ролл, носили брюки-«дудочки»…

- Такой протест - оппозиция к общепринятым стандартам не только в одежде - гораздо шире. Мой отец хорошо шил, потому у меня было стильное пальто, костюм с иголочки. А по улицам ходила бригада содействия милиции, сокращенно - БСМ. И они на стиляг охотились. Как-то шел возле оперного театра. Задержали, завели в подъезд, распороли «дудочки» ножом и дали под дых…

Мы такие брюки сами мастерили. Брали дедовские, внизу сужали максимально, а мотню не трогали - потому что не умели переделать толком…

Иногда этот отряд приходил в «клетку» (танцплощадка в парке), где играли рок-н-ролл, и забирали оттуда. Потом посылали письмо об «аморальном поведении» в школу - я тогда в старших классах учился и параллельно в студии при Львовском драмтеатре имени Заньковецкой. Хорошо, что я танцевал с одной девушкой, которая знала этих БСМшников и сказала: «Пойду с тобой!». Потому в тот раз побили не сильно - только один раз дали в живот, и все.

- Мама не переживала, что в такие переделки попадаете?

- Конечно, переживала, а как же! В школе тоже проблем хватало. Отвечаешь на уроке физики, а учитель на брюки глянул и ставит «тройку». Словом, прошел то, что проходила вся нормальная молодежь в те годы. А эти «борцы» потом работали в комсомоле, в партийных органах на разных должностях.

Доводил партийных коллег до инфаркта

- Мы еще в то время создали джаз-оркестр в Доме архитектора, в башне такой, устраивали там вечера. Тусовка собиралась огромная, всегда аншлаг!

Доктор, кандидат медицинских наук Игорь Хома писал музыку, делал обработки. Брат его, Олег Хома, играл на ударных инструментах, на перкуссии. Орест Довганыч - саксофон, Володя Кит - труба. Был еще такой в Закарпатье Ико Чейбыш, исполнитель эстрадных песен. А я - конферанс, на украинском языке, между прочим, с львовским диалектом. Это всем очень нравилось - и местным, и приезжим. Еще делал пантомимы «Пижон на свидании» и «В роли мамы» - нет никого дома, и отец один нянчится с маленьким ребенком.

А в центре Львова было «Окно сатиры». И там о нашем джазе появилась огромная, с карикатурами, стенгазета - «Буржуазные прихвостни!». С фамилиями, конечно. Меня чуть из театральной студии за это не выгнали…

- Это, Богдан Сильвестрович, была ваша первая афиша, я так понимаю, и первое публичное признание!

- Дальше в том же духе случалось. На вечере в Доме актера с теперь уже народной артисткой Натальей Лотоцкой мы станцевали рок-н-ролл. Я же считался во Львове одним из лучших рок-н-рольщиков, да! Так один актер, член партии, чуть в обморок не упал, схватился за сердце: «Чуждые советскому человеку танцы насаждают!» Выскочил, остановил «безобразие». И мы имели шанс уже попрощаться с учебой в театральном институте…

- Вы с этими «блюстителями нравственности» встречались спустя годы?

- Да, случалось.

- И что, они удивлялись, что из пижона в «неправильных» брюках получился народный артист? Или прятали глаза?

- Не знаю, не спрашивал. Мне это неинтересно.

ПОСМОТРИ!

Торжественная церемония чествования и награждения лауреатов и победителей XI общенациональной программы «Человек года-2006», а также обладателя почетного звания «Кумир нации» пройдет 17 марта в 17.00 в столичном Дворце искусств «Украина».

Телетрансляция церемонии - в тот же день, 17 марта, в 23.00 на канале «Эра» (Первый Национальный канал).