Загрузить еще

Джеймс Кэмерон ушел за аватаром

Джеймс Кэмерон ушел за аватаром
Фото: Главные герои фильма смоделированы с живых актеров и дорисованы компьютером.

До того как аватаром стало называться воплощение человека в виртуальном мире, этим словом именовалась человеческая ипостась индуистского бога Вишну, когда он спускался на грешную Землю. У Джеймса Кэмерона аватар - это искусственно сгенерированное существо, неразрывно связанное со своим «оригиналом». Через сто лет, по предположению режиссера-фантаста, люди научатся изготавливать такие существа. Их будут запускать на далекие планеты - вроде выдуманной Пандоры, на которой земляне, к этому времени успешно расправившись с собственной планетой, обнаружили некий ценный минерал. Пандору населяют невиданной красоты, похожие на индейцев длинноногие синекожие существа с львиными носами и мускулистыми хвостами. 

Бывший морпех Джек Салли, обезножевший в боях за отечество, оказывается на Пандоре в виде своего аватара - резвого, сильного и смышленого. Его миссия - добиться их отступления перед лицом захватчика. Его судьба - полюбить дивный мир, в котором люди живут в полной гармонии с природой, и дочку вождя племени (в центре истории - американский миф о капитане Джоне Смите и Покахонтас).

«Если тебе нужно что-то, чего у тебя нет, - объяви хозяина врагом, приди и возьми», - Кэмерон переносит в будущее расхожую мораль наших дней. Аллюзия более чем прозрачная. От себя можем добавить: если враг не сдается - его уничтожают.

Но «Аватар» - отнюдь не политическая аллегория или сатира, хотя трудно не увидеть в картине ярость художника по отношению к своим современникам-соотечественникам, американской победоносной армии и всему безответственному населению Земли. Довели до ручки собственный дом - и отправились в гости с привычной целью уничтожения. 

«Аватар» задает стандарт современному трехмерному кино: здесь нет ничего случайного, и смотреть в двухмерном виде его совершенно бессмысленно. Нездешние красоты планеты Пандора Кэмерон разворачивает во всем их галлюциногенном великолепии - только для того, чтобы разрушить их грязными руками землян.

Режиссер бронебойных и огнедышащих «Терминаторов» проявил себя в «Аватаре» едва ли не пацифистом. Персонажей, отвратительнее военных (они управляют роботами, напоминающими «сложением» терминаторов), в картине просто нет, а главный герой, перешедший на сторону хвостатых инопланетян, пользуется одобрением и автора, и искусно подведенных к этому зрителей. Подлой и пошлой морали современных агрессоров Кэмерон противопоставляет реально актуальный сегодня тезис: природа важнее присяги,  идеологии и прочих навязанных обществом условностей.

ПРЯМАЯ РЕЧЬ Джеймс КЭМЕРОН: «Это самый сложный фильм моей жизни»

- Несколько лет назад в нашем интервью в Каннах вы сказали мне, что «Аватар» станет самым трудным и рискованным проектом вашей жизни. Так и получилось?

- Да, это самый сложный фильм из всех, что я снял на сегодняшний день. В нем много сюжетных пластов, использовано множество различных технологий. Живая актерская игра, сгенерированные на компьютере персонажи, необходимость все это совмещать, съемки в трех измерениях… Добавьте сюда и то, что мы работали над картиной четыре с половиной года. Риск был тоже немаленький: самым трудным и самым главным для нас было сделать компьютерных персонажей абсолютно реальными. Пришлось много изобретать. Именно на это и ушло столько времени, а риск как раз и состоял в том, что это у нас не выйдет. На протяжении всей работы над «Аватаром» я вел нескончаемую битву за стопроцентную убедительность и правдоподобие. Каждый снятый нами кадр подвергался ревизии с точки зрения, дает ли он эффект реальности?

Компьютерная графика - штука очень странная. С математической точки зрения кадр может быть идеальным, а выглядеть плохо, неправильно. А другой, напротив, может быть несовершенным, но выглядеть абсолютно реально. Такая уж это ускользающая, загадочная материя. Глаз да глаз за ней нужен.

Компьютерщики - очень талантливый народ, за их работой - наука, математический расчет. Но не все, что рождается их усилиями, годится для фильма. Отбор, пожалуй, и есть самое сложное…

Полностью интервью с режиссером читайте в «толстушке» за 25 декабря.