На только что завершившемся фестивале в Сан-Себастьяне этого пожилого стильного джентльмена отметили почетным призом Donostia, вручаемым самым выдающимся действующим киноактерам. И хотя МакКеллен известен своим сложным отношением к наградам, он не только приехал на фестиваль в Страну басков, но и по моде местных стариков вышел на сцену в берете. Чем и вызвал овацию в зале.
НЕТ НИЧЕГО БОЛЕЕ ФАЛЬШИВОГО, ЧЕМ ЦЕРЕМОНИЯ «ОСКАРОВ»
- Насколько я понимаю, на ярмарках тщеславия вы - редкий гость?
- Да, когда-то я отказался ехать в Голливуд получать «Эмми» и даже не знал, что когда-то в Сан-Себастьяне мне присудили приз за роль в картине «Боги и монстры». Просто не знал! Сама идея соревнования мне не близка. Все это часть кампании по раскрутке фильмов, в которую мы, актеры, попадаем, как в ловушку. Знаю по себе, что, если ты номинирован на «Оскара» (МакКеллен был номинирован дважды. - С. Т.) и присутствуешь на церемонии, ты должен убедить себя в том, что можешь или должен победить. Победить! Хотя сейчас это слово на церемонии уже не используется. Сейчас говорят «Оскар» вручается», но сути дела это не меняет: это крайне фальшивая ситуация. Премии же, как та, что мне выдали в Сан-Себастьяне, присуждаются за всю актерскую карьеру, и это мне по душе. Если кто-то со стороны посмотрел на мою жизнь и произнес: «Что ж, неплохо» - для меня это подтверждение того, что я был на правильном пути!
Я всегда работал не покладая рук, но когда забрезжил миллениум, подумал, есть ли в этом необходимость? И стал играть вполовину меньше. Ведь работа - это забота, проблемы...
РЕЖИССЕР «КИНГ-КОНГА» СКУПАЕТ МУСОР
- Ваш безмятежный отдых скоро закончится: на носу съемки «Хоббита», в которой вам предстоит вновь сыграть Гэндальфа.
- Меня радует перспектива возвращения в «семью» Питера Джексона, который поставил «Властелина колец», а к «Хоббиту» написал сценарий. Он же выступит и продюсером. К сожалению, актеров, которые снимались во «Властелине…», с нами не будет: их роли завершены. Кроме Энди Серкиса, который играл у Джексона Голлума и Кинг-Конга.
- Вы уже встречались с Гильермо Дель Торо (постановщик «Хеллбоя» и «Лабиринта Фавна» выступит режиссером «Хоббита». - С. Т.)?
- Дважды! В первый раз он, собственно, и предложил мне вновь играть Гэндальфа. А ведь он был вправе по-своему переосмыслить этот образ и пригласить другого актера. Недавно он заверил меня, что съемки начнутся в марте - апреле следующего года. Сейчас обсчитывается бюджет. Как вы понимаете, он будет немаленьким. «Мы будем снимать 383 дня», - сообщил мне Дель Торо. Он очень похож на Джексона - такой же креативный аутист. Конечно, они разные люди, но общего у них очень много - даже в том, как они выглядят. Оба терпеть не могут Голливуд. У обоих великолепно работает воображение. Оба в восторге от фэнтези и ужастиков. Оба - прекрасные семьянины. Оба - энтузиасты своего дела и страстные коллекционеры. Дом Питера Джексона полон всякой всячины, которую он приобретает через Интернет, Гильермо тоже скупает всякий мусор. Питер сходит с ума по аэропланам времен Первой мировой войны, потому и скупает шлемы, модели самолетов и все такое. Гильермо превратил свой дом в музей истории киноужасов. Он живет со всеми этими монстрами! В домах обоих огромные киноэкраны, оба постоянно смотрят фильмы других режиссеров. Дель Торо показал мне подвал своего дома: там у него готовая декорация норы Хоббита - со скелетами, бегающими крысами и всем таким. Играет устрашающая музыка. Проходишь еще 200 ярдов и попадаешь в декорацию дома хоббита Бильбо. Гильермо - один из самых блистательных умов, которые я знавал в своей жизни. Его английский намного лучше, чем мой, - даром что он мексиканец.
- Я знаю, что, когда грянул кризис, в индустрии появились сомнения относительно съемок «Хоббита».
- Сомнения все отпали. Члены съемочной группы вместе с семьями уже переселяются в Новую Зеландию. Так что «Хоббиту» - быть. Я тоже хочу поскорее в Веллингтон. Это небольшой город, столица маленькой страны, где все относительно легко и понятно. Конечно, у них есть свои проблемы - с племенами маори, например. Еще они все зациклены на пикниках и прочем времяпрепровождении на свежем воздухе, я не разделяю этого увлечения. Больше всего мне по душе в Новой Зеландии то, что ее жители получение удовольствия от жизни ставят выше успеха и карьеры. Многие там предпочтут работу официанта какой-нибудь хлопотной высокой должности. Политики приходят в отчаяние от такой особенности местного населения. Но новозеландцам это по барабану: главное, чтобы можно было рыбачить в свое удовольствие в выходные! Работа для них - это ожидание отдыха. Не потому, что они ленивы, просто у них по-другому работает мозг. Это островное государство, и психология его жителей заставляет вспомнить скорее о Полинезии, чем о Европе. Там торжествует матриархат в чистой форме. Во время съемок «Властелина колец» все основные должности от премьер-министра до генерального прокурора там занимали женщины. С ними можно было поздороваться, поболтать на улице. Вы думаете, что Новая Зеландия отстает от цивилизации? Напротив, обгоняет по всем статьям. Конечно, я с удовольствием возвращаюсь в такую страну!
«Я ХРАНЮ ВИЛКУ И МЕЧ ГЭНДАЛЬФА»
- Вы храните какой-то реквизит со съемок «Властелина колец»?
- На маленькой церемонии в конце съемок всем актерам подарили по мечу, которыми орудовали их персонажи. Я храню также два комплекта вилок и ножей - маленький, которым пользовался Гэндальф (чтобы казаться великаном), и большой, которым ели хоббиты.
- А что с Магнито - вашим героем из «Людей Икс»? Хью Джекман только что выпустил «Росомаху», а вам дадут сольный фильм?
- Да, я слышал, что сценарий отдельного фильма про Магнито маячит где-то на горизонте. Но, сдается мне, он будет о молодом Магнито, что означает - играть его буду уже не я. Может быть, дадут несколько минут экранного времени. Слишком уж у меня много морщин для подросткового голливудского фильма! Но и несколько минут меня вполне устроят. Мой друг Патрик Стюарт снимался в «Росомахе» всего один день, а гонорар получил, как будто главную роль сыграл!
- Считается, что вы следуете системе Станиславского. Каково это - играть Гэндальфа по этой системе?
- Если бы я писал книгу о своем актерском методе, она получилась бы очень тонкой. Хотите верьте, хотите нет, но я всегда знал о существовании ДНК - даже еще до того, как ученые сделали это открытие. Стоило мне догадаться о какой-то мельчайшей черточке или клеточке своего персонажа - о тембре голоса, о том, как он ходит или держит голову, - как он тут же вырастал у меня в голове в полном объеме. И дело режиссера - сказать мне «он» это или «не он». Я раньше ходил за людьми на улице и имитировал их походки. Я верил в то, что, двигаясь, как они, я могу узнать их секреты - насколько они умны и т. д. Мы все делаем это при встрече с людьми, пытаясь по проявлениям «языка тела» понять, что у них на уме. И постоянно ошибаемся, ведь люди научились «играть», искусно скрывать свою сущность. Схватить «момент истины» - это победа!
- Вы бывали в России?
- Бывал в Москве в годы перестройки, и, честно сказать, мне тогда у вас не очень понравилось. А в Санкт-Петербург приезжал в середине 1990-х годов, когда снимался в телефильме «Распутин». Играл, между прочим, царя Николая Второго… Вы говорите, что сейчас у вас многое изменилось? Надеюсь, увидеть это своими глазами: в марте будущего года мы с Патриком Стюартом собираемся сыграть во МХАТе наш спектакль «В ожидании Годо» по приглашению моего старого знакомого Олега Табакова… Приедем, если «Хоббит» не помешает.
5 лучших фильмов МакКеллена:
ЛИЧНОЕ ДЕЛО
Йен МАККЕЛЛЕН родился 25 мая 1939 года в городке Барнли на севере Англии. С детства увлекался театром, окончил Кембриджский университет и с 1961 года профессионально играет на сцене - в Королевском Шекспировском и Национальном театрах в Лондоне, а также в Нью-Йорке. Удостоен более 40 театральных и кинематографических наград.