«Мысль о том, что исписалась, занесла меня в северную Италию»
- Марина Александровна! (так в действительности зовут автора) О чем ваш роман с таким пафосным названием «Благие намерения. Взгляд из вечности»?
- Знаете, рассказывать о сюжете - это загубить всю работу и все удовольствие читателей. Просто скажу, что история начинается в 1958 году, когда двум главным героям Любе и Родиславу было 11 и 13 лет. Это послевоенные дети. Они еще не знакомы друг с другом, потом встречаются, их отношения развиваются, и они становятся мужем и женой. Повествование прослеживает их жизнь до смерти одного из супругов вплоть до 2009 года.
- А когда вообще возник замысел романа?
- Сложно и в несколько этапов. Сначала у меня в голове сложилась парадоксальная идея, как муж и жена, имеющие двоих детей, чувствуют, что исчерпали свой брак. У каждого их них роман на стороне, но во имя детей и еще каких-то ценностей им необходимо сохранить семью. Поэтому они договариваются друг с другом, что оба ведут свободный образ жизни, и при этом друг друга прикрывают, оставаясь примерной парой в глазах общества. И в ходе такого поведения, когда муж среди ночи возвращается от любовницы, а жена тихонечко открывает ему дверь, чтобы он не разбудил детей, выясняется, что муж стал свидетелем преступления. Но показания давать не может, потому что придется обнародовать тот факт, что он не ночевал дома. Когда милиция приходит с допросом, он говорит «Я спал дома». Это приводит к тому, что невиновный человек попадают в тюрьме. Как потом с этим жить?
- И вы сразу стали об этом писать?
- Нет. Эта абстрактная ситуация просто засела у меня в голове. Я написала «Чувство льда», затем роман «Все не так», потом ушла в техническую паузу, которая длилась 2 года. Я не писала ничего, думала, отдыхала, боролась с депрессией. Но мысль о том, что я не могу заставить себя писать, меня грызла, не давая покоя. Я уехала со своей близкой подругой в северную Италию на 10 дней. И когда она в очередной раз проводила со мной сеанс психотерапии, заставляя признаться, почему я не могу писать, я в отчаянии ей сказала: «Давай напишем книгу вместе», и она согласилась. И тут я ей рассказала эту ситуацию с мужем и женой. Зацепившись языками мы стали придумывать, откуда вообще эти муж и жена взялись, почему таким образом сформировались их характеры, как они до этого всего дошли. Наши беседы длились 3 месяца. Потом мы подключили к этому делу мужа, потому что главный герой Родислав - нерадивый офицер милиции. Мой муж придумал детали его биографии с примерами непрофессионализма. Все это мы наговорили на диктофон, потом все это распечатали, получилось примерно на 100 страниц текста и меня опять охватил страх и депрессия. Я все это даже прочитать не могла. И с сентября по май (9 месяцев) лежала эта папка, я на нее смотрела с ужасом и не могла к ней прикоснуться. Все эти 9 месяцев я проявляла дурака, собиралась с мыслями, и опять с моей подругой мы уехали в северную Италию, в тоже самое место. И она мне говорит: « Ровно год назад, в этом месте, мы с тобой решили, что я буду тебе помогать, мы все придумали. Чего ты сидишь?». Она пошла в магазин, купила толстую тетрадь в клеточку, взяла в номере отеля ручку, всунула это все мне в руки. И пошло как по маслу. В результате, сейчас мы имеем два тома и до половины дописанный третий. Название «Благими намерениями» - начало фразы «вымощена дорога в ад». Жизнь супругов Романовых эту поговорку наглядно отображает. Первый том называется «Благие намерения», второй – «Дорога», третий – «Ад».
«Гордыня – самый страшный порок»
- Вы очень долго работали в системе МВД, знаете ее. Что происходит там сейчас? Не хочется снова там поработать и понять, почему такие несостыковки у слуг закона с самим законом?
- Мне не хотелось бы, потому что я написала достаточно много детективных произведений про Петровку, про Настю Каменскую, в которых все это есть. Есть рассуждения на эту тему, есть даже некоторые попытки идеализирования, особенно в романе «Городской тариф». Когда я писала эти книги, я была в системе и материалом владела хорошо. Все было на моих глазах, все было доступно. Сейчас я уже больше 10 лет в отставке, на пенсии. Контактов с действующими офицерами правоохранительных структур у меня нет, с коллегами отношения я не поддерживаю. Я вообще веду очень замкнутый образ жизни, сижу дома, общаюсь с мужем и подругами и больше ни с кем. И сейчас браться за эту тему я бы просто не посмела, без предварительной серьезной подготовки.
- Кто первый читатель и главный критик нового произведения?
- Есть несколько человек, которые читают то, что я пишу в разные сроки. Это мой литературный агент и его жена. Агент читает практически каждый день, потому что я пишу в сети и между нашими компьютерами стоит коннект, так что агент имеет возможность в любой момент залезть в мой компьютер и забрать свеженаписанное. Еще у меня есть два первых читателя - мой муж, и моя единственная подруга, которая вывозит меня в Италию. Они люди требовательные, и могут читать только тогда, когда вещь дописана. Я не могу сказать, что они выступают в роли критиков, но я прошу их вылавливать блохи. Нужен свежий взгляд, который бы увидел не состыковку, повтор, корявую фразу. Мне кажется, что они в этом смысле мои помощники.
- Недавно мне на глаза попался писательский список «Форбс». Там было сказано, что вы первая женщина-писательница в России, заработавшая миллион долларов на своих книгах. Это так?
- Действительно ли я первая – не знаю. А что заработала миллион – это правда, и все налоги уплачены! Но эта сумма у меня появилась за 15 лет писательского труда.
- Какой из человеческих пороков вам представляется наиболее страшным?
- Гордыня: представление, что ты лучше, умнее, чем то быдло, которое тебя окружает. Это делает человека невыносимым для построения с ним отношений. И вообще гордыня – это очень вредно.
- Ваши произведения давно и успешно экранизируются. Сейчас идет работа над 6 сезоном Каменской. Было предложение экранизировать «Взгляд из вечности»?
- Я бы умерла от счастья, если бы кто-то решил экранизировать «Взгляд из вечности». Но не думаю, что это возможно, так как там описана Москва 60-70-х годов. Снимать только в павильоне, в комнатах – это скучно, это говорящие головы. А для того, чтобы снимать Москву, нужны огромные деньги: менять вывески, облик улиц. Ведь невозможно сейчас снять старый Арбат.
- Почему вашу героиню Любу невозможно назвать положительным персонажем?
- Именно поэтому, что она все терпит, давит собственную душу для того, чтобы быть удобной и комфортной для окружающих. Ее все обожают - дети, муж, папа, на работе. А все потому, что она ведет себя так, как хотят окружающие. Она для всех чудесная и обожаемая. Но на самом деле ей это все дается с таким огромным трудом! Она несчастлива от сознания того, что должна быть удобной.
- Вам часто встречаются такие люди?
- Я очень часто сама себя так веду. Хотя и понимаю, что это не правильно. И этой книгой я отчасти борюсь с собственными недостатками.
«Не нравится – не женись»
- Вот уже 18 лет как вы ступили на литературную стезю. Какая с вами произошла эволюция?
- Я стала намного спокойнее. Думаю, это связано не с тем, что я пишу, а просто старею, и с высоты возраста какие-то вещи становятся более понятными, смешными. Сегодня уже с удивлением вспоминаю себя 25-летней, 35-летней. Поражаюсь, из-за этого я так убивалась, из-за этого я страдала. Изменения во мне связаны не с тем, что я писала книги, а с тем, что прошли годы. И слава Богу, на моем пути попался человек, объяснивший, что любая встреченная мной личность – потенциальный учитель. Учится надо у природы, животных, людей, фильмов, которые ты смотришь, книг, которые читаешь. Все это твои учителя, из всего нужно извлекать полезный опыт.
- А в чем секрет крепкого брака?
- Крушению союза всегда способствует желание переделать своего партнера под себя. Мы начинаем воспитывать, чем нарушаем человеческую личность, и этим проявляем абсолютное неуважение к своему партнеру. Не нравится - не женись, не выходи замуж, не живи с ним, не общайся. А хочешь жить - принимай таким, какой он есть.
- О чем мечтает человек Марина Алексеева? (настоящее имя писательницы)
- Чтобы все мои близкие были живы как можно дольше, и чтобы мне как можно дольше не пришлось их хоронить.
- Последняя ваша книга написана при выходе из депрессии. А что вас вообще вгоняет в депрессию и какие пути выздоровления, кроме путешествия по северной Италии вы предпринимаете?
- Я стараюсь не допускать, чтобы меня посещала депрессия, но если мне не удается уследить вовремя, и это состояние все-таки накатывает из-за мыслей, будто я бездарная, бестолковая, что у меня закончились силы. А со всем остальным я достаточно успешно борюсь. Выход из депрессии один - взять хлыст и войти в клетку. Да, я не могла писать два года, у меня был страх компьютера, у меня был страх вообще перед словом. Я с удовольствием много разговаривала, но совершенно не могла писать ни от руки, ни на компьютере. А моя подруга взяла тетрадку, ручку и заставила меня писать две фразы. И я поняла, что это не страшно, что я по прежнему все могу, и у меня все получилось. Единственный способ - это не останавливаться, не опускать руки, а сцепив зубы пытаться все сделать.
- Кто ваш любимый кинорежиссер, и как вы относитесь к сериалам, которые сейчас идут?
- Естественно Мороз, к которому у меня личное доброе отношение и благодарность, за то, что он сделал первых Каменских. А из тех режиссеров, с которыми у меня нет личных отношений, Кирилл Серебрянников. И сериалы я люблю, но не безразмерные. Сезонные, на 24 часа, типа «Побег из тюрьмы» смотрю с огромным удовольствием. Но я никогда не смотрю сериалы по телевизору, а покупаю весь блок на диске уже готовый комплект. Мы с мужем предпочитаем детективные сериалы. Выбираем время, где-то в пятницу вечером садимся и с отсиженными ягодицами и затекшими ногами встаем в воскресенье часа в два ночи. Сериалы мелодраматические мы не смотрим совсем, это не наш жанр.
- А в приметы вы верите?
- Я плохой провидец, не умею читать знаки судьбы. Но, например, со своим мужем я познакомилась 27 февраля, в 27 трамвае. И после того как наши отношения сложились устойчиво и счастливо, мы оба пришли к выводу, что это было не случайно. Подобное совпадение редко случается, ведь трамвай был длинный, в каждом вагоне по три двери, но он и я вошли в одну и ту же, и только поэтому познакомились. В трамвае была страшная давка, нам пришлось притиснуться к друг другу. Если бы мы вошли в разные двери, мы бы не заметили друг друга. А если бы не познакомились, я бы не начала писать книги, нам бы сейчас с вами нечего было обсуждать. Буквально две недели назад, мы были в Баден-Бадене, и в нескольких метрах от того места, где я придумала евангелие от змея, камня и ветра для композиции романа, в ювелирном магазине муж увидел те украшения, которые сейчас на мне надеты - в форме змея, камня и ворона. Он подвел меня к витрине и говорит: «Это же не может быть случайностью, я должен это подарить». Пока книга не будет закончена, я эти украшения не сниму.