Загрузить еще

Владимир ГОРЯНСКИЙ: «В Театре на Левом берегу я нашел свою судьбу»

Владимир ГОРЯНСКИЙ: «В Театре на Левом берегу я нашел свою судьбу»
Фото: Владимир Горянский: - Наши актеры счастливы, что есть этот храм искусства.

«НАШ ТЕАТР - ПЕРВЫЙ, ОТКРЫВШИЙСЯ НЕ В ЦЕНТРЕ»

- Что будем делать? - встретив меня, спросил Владимир с легким недоумением. Но когда узнал, что нужно рассказать о своем театре, сразу оживился. - В этом году мы отпраздновали 30-летие! Для театра это немало, хотя еще и не возраст. Среди других театров Украины мы занимаем особое место, так как наш коллектив возник на волне изменений в конце 70-х годов прошлого века. Первый сбор труппы состоялся 7 сентября 1978 года, а 21 апреля 1979 года мы уже показали первую премьеру - спектакль «Высшая точка - любовь» по Родиону Феденеву. Но тогда у нас своего помещения не было, работали на сцене Республиканского театра кукол на Шота Руставели, 13, где сейчас синагога.

Потом играли спектакли во всех театрах Киева и почти во всех дворцах культуры города, в том числе в «Украине» и Октябрьском. А в мае 1982-го городская власть передала нашему коллективу здание кинотеатра «Космос» на Левобережном массиве, где мы сначала устроили «Театр в фойе» - первую малую сцену в Киеве. Наш театр стал первым на киевском Левобережье, а также первым театром, открытым в Киеве за послевоенные годы. И 21 декабря 1990 года спектаклем «Я всегда твоя невеста» отметили его официальное открытие. Конечно, все это могло состояться только благодаря авторитету нашего худрука Эдуарда Митницкого. 

- У вас в основном русский репертуар? 

- Есть спектакли и на русском, и на украинском. «Вранье» по пьесе Винниченко стал первым украинским спектаклем. Еще у нас ставились «Волшебница» по Карпенко-Карому, «Олеся» по Кропивницкому и другие яркие современные версии самых известных украинских пьес. 

«ЗДЕСЬ НАШЕЛ СВОЮ СУДЬБУ - ЛАРИСУ»

- А когда вы влились в этот коллектив? 

- Еще до переезда на Левый берег. Мы работали на Старокиевской улице, где было репетиционное помещение. Обидно, что прошло столько лет после реконструкции «Космоса», но ремонт до конца так и не осуществлен. Зрительская часть сделана, а закулисная, к сожалению, заморожена уже больше 15 лет. И конца-края этому не видно. А ведь театр тоже должен и технически, и духовно идти в ногу со временем. 

- Что испытывали, впервые сыграв здесь? 

- Во-первых, у меня было страстное желание выйти на эту сцену, и это сбылось в сказке «Остров сокровищ». Символично, не правда ли? Потом, в спектакле «Я вам нужен, господа», сыграл весьма оригинального персонажа Голутвина. И так постепенно, постепенно… Я уже 20 лет в театре. Тоже юбилей! 

- А какие интересные истории здесь произошли? Я знаю, что вы жену встретили тут.

- Да, здесь нашел свою судьбу - Ларису. Она как-то пришла в театр, впечатлилась постановкой и после этого зачастила. Все мои спектакли смотрела по несколько раз. Так продолжалось целый год. А под закрытие сезона она задержалась после «Прелестей греха», чтобы подарить мне картину. Помню, подошли билетеры, сказали: «К вам девушка». Я ответил: «Пусть пройдет». И с тех пор у нас совместная жизнь…

Актер и журналист, гуляя по левобережному массиву, забрели и в спальный район.

«СОСЕДСТВО С ТОРГОВЫМ ЦЕНТРОМ СИМВОЛИЗИРУЕТ ОТНОШЕНИЕ СТРАНЫ К КУЛЬТУРЕ»

- А правду рассказывают, что у вас в театре привидения ходят?

- Артисты сами как привидения! Ведь актер, не играющий роли, словно дух, ищущий тело, в которое желает вселиться. А мистики какой-то я здесь не наблюдал. Может быть, в старых национальных театрах, где вековая пыль, и витают приведения. А этот театр новый - не успел обзавестись!

…Мы медленно обошли здание, подошли к афишам на металлических кованых решетках, на которые падала зловещая тень от близлежащего торгового центра. 

- Как театр пережил строительство этой громадины? Сосед совсем неподходящий… 

- Как-то пережил… Конечно, были проблемы во время строительства, ведь театр оказался рядом со стройплощадкой. Наше подвальное помещение стало трещать по швам, когда сосед принялся вбивать сваи. И театр по сравнению с этим зданием сразу потерялся. Но это символично - показывает отношение государства к театру. Торговля представлена суперсовременным высоким зданием, а рядом - скромный театр, требующий ремонта.

- А то, что здесь трасса, мешает? 

- Конечно, ведь тут и пыль, и копоть, и шум. Но мы счастливы, что театр хотя бы здесь. Ведь раньше вообще не было принято, чтобы театры открывались где-то, кроме центра. Завоевать своего зрителя, находясь в одном из спальных районов, очень непросто! Сюда ведь едут с других концов столицы, и всегда у нас аншлаги. Это самое яркое доказательство, что театр нужен. 

- А почему пару лет назад театр горел?

- Причин не знаю, хотя в тот день должен был играть спектакль. Я как раз собирался выезжать из дома, но тут мне позвонили с этим сообщением: мол, пожар, и представления не будет. Но я все же не смог усидеть, примчался и увидел, что здесь мечется много пожарных. Оказалось, что загорелась правая кулиса. Но гораздо большей бедой стал не пожар, а его тушение, которое включилось автоматически. Позаливало все, что только возможно! Рано или поздно все театры горят. И я с гордостью сейчас говорю, что я - актер погорелого театра. Значит, все нормально - театр развивается правильно.

На фоне торгового центра театр выглядит очень скромно.

«СЦЕНА СПОСОБСТВУЕТ СЕМЕЙНОЙ ЖИЗНИ»

- Ходили слухи, что ваш театр пытались закрыть или продать.

- Да, говорили, чуть ли не под казино кто-то пытался купить, но это было еще 7-8 лет назад. Рейдеры заявляли, что готовы заплатить труппе, чтоб она просто не ходила на работу. Тогда мы посмеялись, но ведь Театра марионеток на Подоле уже нет. Его здание кому-то отдали. А ведь Театр марионеток уникальный, он был изюминкой Подола. 

…Поскольку мой гид погрустнел, я постаралась перевести разговор на более оптимистическую тему. 

- Кстати, у вас в театре ведь много семейных пар! 

- Да, сцена этому способствует. Есть пары, которые образовались здесь, а потом развелись. Есть и те, кто всю жизнь вместе: Масленниковы и Ганотченко. А наша ведущая актриса Леся Самаева познакомилась в театре и вышла замуж за актера Андрея Саминина. Молодежь у нас прекрасная! И старшее поколение - тоже! А еще театр славен тем, что вырастил целую плеяду ведущих режиссеров. У нас работает Алексей Лисовец. Юрий Одинокий сейчас украшение Национального театра украинской драмы. У Дмитрия Богомазова вообще свой театр «Вiльна сцена». А Катя Степанкова приступает у нас ко второму спектаклю, в котором будет занята ее мама Ада Роговцева. 

- Все удивляются, что вы, такой известный актер, работаете в муниципальном, а не в национальном театре…

- Это городской театр, но здесь работают лучшие артисты. Мы - академический театр, но нас не поедает академизм в плохом смысле слова, а поэтому мы живой коллектив, и почему бы здесь не работать?

…Владимир взглянул на часы и предложил подвезти до редакции. В его серой «Тойоте камри» оказалось намного уютнее и прохладнее, чем на знойном Левобережье.

Фото Максима ЛЮКОВА