Он мило пообщался со студентами театрального института (провел мастер-класс для молодых коллег) и ни разу не был замечен в увеселительных заведениях. Автор культовых фильмов «Михайло Ломоносов» и «Холодное лето 53-го» оказался на редкость застенчивым. Несмело философствовал на темы современной жизни, признаваясь, что всю жизнь снимает одну ленту: о том, зачем мы приходим на эту планету…
Корреспондент «КП» встретилась с мастером в фойе Театра имени Ивана Франко, где фигура режиссера символически отражалась в зеркальных стенах, показывая собеседника в разных ракурсах...
Об актерско-режиссерской тайне
- Александр, недавно из жизни ушел Олег Янковский, которого вы снимали в «Докторе Живаго» в роли Комаровского. Артист даже получил за нее спецприз «Золотой Овен». Меня удивило, что вы утверждаете, будто не знаете его как человека...
- У меня с актерами складываются производственные отношения, их личная жизнь меня не интересует. И между нами с Олегом тоже случилась такая игра.
Во время съемок Янковский двигался, разговаривал, даже щурился, как его герой. Он и в быту оставался Комаровским! Это было стопроцентное попадание в образ. Сейчас именно такие люди правят бал. Янковский великолепно воплотил образ хозяина жизни.
Я уже сто лет знаю и Олега Меньшикова, но при этом абсолютно не знаю его личную жизнь - я с ним не выпиваю, в гости к нему не езжу. Но во время общения на съемках мы узнаем друг о друге гораздо больше, чем если бы дружили домами.
- А как вы тогда находите исполнителей ролей для своих фильмов?
- Просто я знаю всех как артистов.
- Неужели в быту совсем не пересекаетесь?
- Погруженность в бытовые отношения мешает работе. Например, я сделал одну роль с Валерой Приемыховым (Лузга в «Холодном лете 53-го». - Авт.) - моим близким товарищем. Больше я его не снимал. Мы долго спорили, и мне это мешало. У нас возникло наслоение личных отношений. Валерий был для меня уже родной, и я перестал его воспринимать как исполнителя другого характера. А между актером и режиссером должна существовать дистанция, тайна…
|
«Не вижу, что сегодня могли бы играть Смоктуновский или Даль»
- Вам не кажется, что Пастернак и его доктор Живаго были героями своего времени, а нашему они непонятны?
- Мы всегда одни и те же, ведь ментально человек подвергается изменениям на протяжении столетий. Более того, мы проходим дважды, даже трижды через одну и ту же воду, через те же самые испытания, что и герои «Доктора Живаго». Этот роман и фильм о смене веков и государственных формаций, а мы переживаем то же самое. Отдельных героев романа я встречаю постоянно. Особенно Комаровского.
- А почему вы выбрали Олега Меньшикова на роль Живаго?
- У нас пока не выросло поколение актерских личностей, которые имеют право говорить от себя. Масса исполнителей, играющих «качков» и милиционеров, а таких явлений, как Даль, Смоктуновский и в какой-то степени Меньшиков, - нет. Артиста делает драматургия. Не вижу, что бы сейчас могли играть Смоктуновский или Даль в этой череде сериалов и детективов…
- В последнем своем фильме «Чудо» вы снимали Хабенского…
- Он очень хороший артист, у нас прекрасные отношения. Константин чрезвычайно симпатичный человек, очень интеллигентный, с доброжелательной аурой в отличие от многих звезд его поколения. Кстати, он тоже хотел играть Живаго. Но потом испугался.
- Почему? Я, например, его больше вижу в этой роли: он внешне похож и моложе...
- Конечно, перед Олегом Меньшиковым в этом смысле стояла возрастная сложность, но он изумительно сыграл вторую половину, которую актер помоложе не потянет.
В американской экранизации, например, взяли человека, который вообще не имеет никакого отношения к России, - красавца-египтянина. Получилась адюльтерная драма, не имеющая никакого отношения к Пастернаку.
А англичане в своей версии взяли очень молодого актера, сыгравшего Живаго в юности, но дальше совершенно беспомощного. Ведь для такого характера нужно прожить, иметь некую тайну. И Меньшикова все время хочется понять - он не договаривает. У него есть своя драма. Олег - одинок, никого не пускает в свой мир, не выходит на общение с прессой.
«Холодное лето 53-го» могло вообще не появиться
- Как родилась идея «Холодного лета…»?
- Если честно, мы взяли обычный детектив про бандитов, которые украли золото, скрывались в деревне и терроризировали местное население. Но на дворе стоял 1987 год, в воздухе чувствовались перемены. Колоссальные преобразования начинались и на «Мосфильме». Я уехал с одним вариантом сценария, а когда через два месяца вернулся с другим, меня встретил и другой «Мосфильм». Только благодаря этому все сошло с рук.
Владимир Меньшов, тогдашний руководитель объединения, ночью собрал худсовет для просмотра картины, и Егор Яковлев (руководитель «Останкино». - Авт.) сказал: «Утром я собираю редакцию и показываю картину». Появилась огромная статья в «Московских новостях». Благодаря этим событиям картина вышла наружу и феноменально покатилась. А ведь ее вполне могли бы и закрыть! Но за 1988 год ее посмотрели 64 миллиона зрителей. Я получил за нее Госпремию СССР. А в Чехии, где «Холодное лето…» стало чемпионом проката, мне вручили специальный приз. Можно сказать, я получил приз за развал той системы…
- Это была последняя роль Папанова…
- Да... После съемок я уговаривал его остаться со мной в деревне, отдохнуть. «Нет, нет, мне нужно на гастроли, в Ригу», - отмахнулся Анатолий Дмитриевич и уехал в Москву. Вскоре мы получили из Риги телеграмму: «Где Папанов?! Вы нам срываете гастроли!» Наша ассистентка нашла его дочь, вызвала милицию. А когда взломали дверь в квартиру, оттуда хлынул поток воды... (Актер умер в ванной. - Авт.).
Накануне он рассказывал, как пережил инсульт. Хвастал: «Я нашел способ: становлюсь под ледяной душ и выскакиваю оттуда как огурчик».
Дядька он был совершенно изумительный - ничего общего с экранным образом. По фильмам - хохмач, а в жизни - застенчивый. Часто играл алкоголиков, хотя не пил вообще. А как Папанов шугал тех, кто к нему подходил и предлагал «по сто грамм»! Второй раз не подходили...
ИЗ ДОСЬЕ «КП»
Александр ПРОШКИН родился 25 марта 1940 года в Ленинграде. Окончил актерский факультет Ленинградского института театра, музыки и кинематографии, а в 1965-м - режиссерские курсы при Гостелерадио СССР.
Заявил о себе как о мастере психологического кино после фильма «Опасный возраст». В 1986 году кинолента «Михайло Ломоносов» принесла режиссеру всесоюзную известность.
Лауреат Государственной премии СССР за фильм «Холодное лето 53-го» (1988).
ТОП-5 ЛУЧШИХ ФИЛЬМОВ ПРОШКИНА