Постановку осуществил Анатолий Хостикоев, исполнитель главной роли легендарного английского артиста Кина. За эту работу он получил театральную премию «Киевская Пектораль». «Комсомолка» пообщалась с Анатолием Георгиевичем перед юбилейным спектаклем.
«ГОРИН ОБЪЯСНИЛ, ЧТО В «КИНЕ IV» МЫ ДОЛЖНЫ ИГРАТЬ САМИХ СЕБЯ»
- Десять лет назад вы поставили свой первый режиссерский спектакль «Кин IV» вместе с тогдашним художественным руководителем Сергеем Данченко. Думали ли вы тогда, что из этого вырастет вторая профессия?
- Это не вторая профессия. Моя профессия - актер театра и кино, а тогда была необходимость закончить спектакль вместо Сергея Данченко. Успех спектакля - это еще и огромная заслуга автора пьесы Григория Горина. Уж больно хороший материал и такой подарок для актеров, занятых в спектакле. Сейчас нет такой драматургии. Поэтому я не строил никаких иллюзий по поводу своего режиссерства, а просто делал спектакль. Тем более что Сергей Данченко заболел тогда и попросил меня завершить его работу. Все произошло спонтанно.
- Многие тогда писали, что вы играете самого себя: Актера Актерыча. Возможно, вы уже проросли в этот образ?
- Актер Актерыч - это негативная характеристика.
- Почему?
- Актер Актерыч - это тот, кто в первую очередь любит себя, и я не такого артиста создал. Актеры Актерычи - это те идиоты, которые смотрят и пишут об этом. А мое дело - рассказать трагикомическую историю актера. Ведь никто не знает, каким в действительности был Эдмун Кин. Горин объяснял, что мы можем себе только представить, что он был, по всей вероятности, таким же, как и мы, современные актеры. Артист всегда зависим от обстоятельств, но выходит на сцену все-таки он, а не критик, и делится болью, страданиями, надеждами, радостями. Ему плевать, кто и что о нем скажет, если он состоятельный актер. А я думаю, что в данный момент имел право говорить на таком языке через образ Кина. Потому его история и живет 10 лет и будет интересна в будущем.
«ОТПУСК ПЛАНИРУЕМ В МЕСТАХ БОЕВОЙ СЛАВЫ МОЕЙ МАМЫ»
- В этом спектакле вы играете со своей женой Натальей Сумской. Насколько ваши отношения отличаются от тех, что мы видим на сцене? Наталья тоже может вас влюбить в себя и отвергнуть в мгновение ока?
- Отвергнуть вряд ли... На данном этапе мы слишком много пережили вместе. А влюбляет она меня в себя постоянно, и это нормально. Я понимаю, что всех интересует не то, как актеры хорошо живут, а, наоборот, как им плохо вместе, как они друг другу изменяют, бьют лицо, плетут интриги. Но, к счастью для меня и к несчастью для любопытных людей, у нас, слава Богу, все складывается очень хорошо. А то, что мы создаем на сцене, - свидетельство этого хорошо. Мы во многих спектаклях заняты вдвоем, и я этому безумно рад.
- Ваша театральная антреприза «Хостикоев и Бенюк» выросла из этого спектакля?
- Нет, она выросла из нашего желания сделать еще что-то, кроме того, что мы заняты в Театре им. Франко. Было свободное время, и мы его использовали.
- Вы были недостаточно заняты в репертуаре?
- Нет. Дай Бог, чтобы каждый артист был так востребован, как мы с Бенюком. Другое дело, что те спектакли, в которых мы работаем, идут не 5 лет, а гораздо больше. Антреприза стала приятной возможностью реализовать нашу актерскую дружбу и создать свой театр.
|
- Все жалуются, что театр сейчас еле выживает, а ваша антреприза собирает аншлаги при высоких ценах на билеты. В чем секрет такого успеха?
- Конечно, нам сложно. Мы же не финансируемся государством, а сами находим спонсоров, сами занимаемся реализацией билетов. Но если бы это было сделано некачественно, мы вряд ли смогли бы проработать уже 6 лет. Недавно вернулись с гастролей в Мюнхене, теперь хотим поехать в Португалию, может, и во Францию заскочим. Поэтому «повiнь повiнню, а орати землю треба». (Смеется.)
- Что можно посоветовать театрам, которые все время говорят, что они умирают из-за нищеты?
- Не хочу никому советовать. Там есть директора, которые за это отвечают. Как спасти другие театры? Думаю, надо начинать с тех людей, которые занимаются театрами. Пока мы не поменяем сознание, что без искусства у нас не будет нации, ничего не сдвинется с места. Хоть и говорят, что для театра нужен коврик, два актера и зритель. По большому счету, это правильно. Театр может так существовать. Но, к сожалению, в наше время нужны еще финансы, чтобы сцена крутилась, чтобы барабаны стояли, костюмы не падали сверху. Это все деньги…
«ВО ЛЬВОВСКОМ ТЕАТРЕ ПОКЛОННИЦЫ ЗА МЕНЯ СРАЖАЛИСЬ»
- В 70-е годы, помнится, театральные актеры были небожителями. Сейчас престиж профессии существенно снизился. Почему?
- Я не уверен, что ореол поблек. Да, я помню моменты, когда выносили Вячеслава Игнатовича Сумского, Наташиного отца, на руках из театра. А Федора Стригуна (ведущий артист Львовского театра. - Авт.) поклонницы и поклонники рвали на части. Да и я, когда работал в театре им. Марии Заньковецкой, пережил немало интересных романтических приключений, когда дамы сражались за руку и сердце, а у подъезда ждала армия поклонниц и цветов. Это все было… Сейчас мы стали прагматичнее. Если рекламировать все время пиво и сигареты, то, кроме пива и телевизора, зрителю уже ничего не хочется. Но если будут появляться качественные спектакли, вызывающие интерес у зрителя, и новые талантливые актеры, то в них снова будут влюбляться и поднимут статус театра. Но благодаря фильмам актерская профессия и сейчас остается романтической и загадочной. Надо актеров любить, а не думать, что в Голливуде они есть, а здесь нет.
- А как вы собираетесь проводить антикризисное лето?
- Мы едем на гастроли в Севастополь. После этого я заберу свою замечательную жену и сына, и мы на машине отправимся в Кенигсберг. Там воевала моя мама, была врачом. У нее даже есть медаль «За взятие Кенигсберга». После этого мы отправимся в леса, где работают мои друзья, братья Старожуки, живущие в селе Полковничье. У их родителей была золотая свадьба, и мы с Наташей приезжали поздравить этих людей. Один из братьев в Калининградской области держит три совхоза, и в прошлом году Путин вручил ему орден «За заслуги перед Отечеством». И этот Микола говорит: «Елки-палки, оце я працюю i отримав орден «За заслуги перед Вiтчизною», а в Українi я не можу знайти собi навiть роботу. А там, в Росiї, менi президент вручає орден». Это, к сожалению, у нас происходит везде: и в театре, и в промышленности.
- Как кризис затронул ваше агентство «Бенюк и Хостикоев»?
- Никак. Как планировали спектакли, так и играем, как ходили зрители, так и ходят. Мало того: мы в кризис умудрились поехать во Львов, где играли «Швейка» на площади возле Ратуши перед 3,5 тысячи зрителей. Толпа слушала молча, затаив дыхание! Так что мы не ощущали кризис ни во Львове, ни в Мюнхене, ни в Киеве. Да и в Театре им. Франко тоже аншлаги, и это здорово!
- Вы столько лет дружите с Бенюком, хотя и люди разных национальностей, роста и амплуа. Вы не надоели друг другу?
- Нет, мы не ссоримся, и ни разу не было предпосылок. Бывали некоторые недоразумения, но мы не обращали на них внимания. То, что мы разные, - хорошо, и нам интересно друг с другом. Но самое главное, что нас объединяет, - это неравнодушие и заинтересованность в профессии. Спектакль «Швейк» подарен нам судьбой, он объединил нас. И театральная компания существует благодаря тому, что совпадают наши взгляды на жизнь.
- А чем занимается старший сын Георгий?
- Он решил себя попробовать в Москве. Снимался и снимается. Но из-за кризиса придется возвращаться на родную землю! Сейчас в Театре на Подоле они с Виталием Малаховым делают спектакль «Количество», который мы играли вместе. А меня заменит Сергей Бойко. Сейчас у него репетиции, пробы, кастинги в Москве и здесь.
- А какой вы видите судьбу своего младшего сына?
- Я хотел бы, чтобы он стал актером. Нет сомнений о наличии у него данных. И я вижу, как он растет, как развивается.
НА ЗАМЕТКУ
Топ-7 самых ярких ролей в кино
СПРАВКА «КП»
Анатолий ХОСТИКОЕВ родился в Киеве. По происхождению - наполовину осетин (по отцу), наполовину украинец. В 1974 году окончил Киевский институт театрального искусства им. Карпенко-Карого. Сначала работал во Львовском театре им. Заньковецкой, потом - в Киевском театре русской драмы им. Леси Украинки. С 1980 года - в Национальном театре им. Ивана Франко. В 2000-м вместе с Богданом Бенюком и режиссером Мирославом Гринишиным создал театральную компанию «Бенюк и Хостикоев». Народный артист Украины, лауреат Национальной премии им. Т. Шевченко. Жена - актриса Наталья Сумская.