Загрузить еще

В Киеве Пушкин бывал в пещерах и Софии, а жил напротив Верховной Рады

В Киеве Пушкин бывал в пещерах и Софии, а жил напротив Верховной Рады

УКРАИНА ДЛЯ ПОЭТА СТАЛА МЕСТОМ ССЫЛКИ 

Александр Сергеевич посетил наш город 21-летним юношей. Молодой человек, которому суждено было вписать свое имя в сокровищницу русской литературы, почерпнул на украинской земле столько вдохновения, что по праву является нашим родным. Даже несмотря на то, что Малороссия заменила ему ссылку в Сибирь и на Соловки. 

- Накануне своего приезда в Украину (первым пунктом пребывания Пушкина стал современный Днепропетровск, а затем Каменка в Черкасской области, Киев, Одесса и Крым) выпускник царскосельского лицея имел неосторожность написать эпиграммы на царя Александра І, Аракчеева, Голицына и архимандрита Фотия, - рассказала нам директор Пушкинского музея в Каменке Тамила Чупак. - Ироничные и горестные его стишки быстро разошлись в карандашной переписи по всему Петербургу. Строчки «Склонитесь первые главой/ Под сень надежную закона,/ И станут вечной стражей трона/ Народа вольность и покой» не впечатлили царя своей музыкальностью. Он устроил нагоняй Энгельгардту, директору лицея, который окончил Пушкин, а самого сочинителя отправил в ссылку.

Опасения самодержца по поводу литературной шалости юноши были оправданны. Всего через пять лет в Петербурге вспыхнет бунт декабристов, молодых людей, состоящих в основном из таких вот романтиков, как Пушкин. Со многими из них Александр Сергеевич познакомился в доме Давыдовых в Каменке. 

ПО ГОРОДУ ГУЛЯЛ ТАЙНО ОТ ЦАРЯ 

Пушкин отправился в Украину с душой, полной надежд. И не обманулся. Влюбленности, живописная природа, исторические памятники - здесь нашлось все, что нужно поэтическому дарованию. 

- Визит в Киев Александра Сергеевича был совершен в стиле ветреных любовников, которых то и дело включал в свои поэмы неуемный арап, - шутят научные сотрудники Литературно-мемориального музея имени поэта в Каменке. - Он гулял по Крещатику в то время, когда, в представлении официального Петербурга, должен был находиться в Кишиневе. Поэтому никакой переписки, ни каких-либо других письменных документов о киевском путешествии поэта не осталось - в целях конспирации. Зато написаны шедевры, которые родились под впечатлением от киевских святынь, красот и исторических памятников. Они-то и являются памятниками незабываемых двух недель, проведенных Пушкиным на современной улице Грушевского, в доме Раевских, который до сих пор сохранился напротив здания Верховной Рады.  

Александр Сергеевич бродил аллеями Государева сада (ныне Мариинский. - Авт.), любовался видами, открывающимися с возвышенностей, заснеженными деревьями (был конец января), обходил поврежденный пожаром Царский дворец. Мария и Николай Раевские сами показывали Пушкину город. Тогда Киев состоял из трех частей: Нижнего - Подола, Верхнего, или Старого, Киева и Печерска с монастырем, крепостью, дворцовой частью, нарядными домами и садами.

У НАС АЛЕКСАНДР СЕРГЕЕВИЧ ВДОХНОВИЛСЯ НА «ПОЛТАВУ» И «БОРИСА ГОДУНОВА»

Пушкин побывал в крепости, устроенной Петром І вокруг Печерского монастыря. Уже тогда заинтересовало его петровское время, впоследствии поэт займется его изучением. 

Ему показывали пещеры Киево-Печерской лавры. Он был впечатлен видом богомольцев на живописном подворье, снегом, укрывшим старинные соборы и церкви. Обошел все печерские святыни, остановившись у мощей Нестора Летописца и Ильи Муромца. 

На этом доме по улице Грушевского, 14, и установили барельеф поэта, хотя он тут никогда и не жил.

На соборной монастырской площади Пушкин отыщет могилы Искры и Кочубея, казненных Мазепой. Здесь опять надо искать корни его «Полтавы».

Забыт Мазепа с давних пор… 
Но сохранилася могила,
Где двух страдальцев
прах почил,
Меж древних праведных могил
Их мирно церковь приютила.


Отложатся в памяти поэта сделанные в Лавре наблюдения над монастырским бытом, чтобы всплыть в образах монахов Варлаама и Мисаила в трагедии «Борис Годунов». 

Конечно, побывал Пушкин и в Софийском соборе. Одна из увиденных композиций - «Благовещение» - натолкнет на замысел «Гавриилиады». План эпизодов поэмы составлен Пушкиным очень быстро - 6 апреля 1821 года. 

В Софийском же соборе происходили события, впоследствии привлекшие внимание Пушкина в контексте его интереса к петровскому времени, - встреча Петра после Полтавской баталии. Работая над «Историей Петра», Пушкин сделает выписку: «Петр в самый сей день прибыл при пушечной пальбе в Соборную Софийскую церковь, принес благодарственный молебен… Здесь он узнал Феофана Прокоповича, ректора киевских училищ. Речь его понравилась Петру, и он принял его в свою особую милость». 

Поэт обошел все старинные церквушки нагорного Киева, Михайлов Златоверхий монастырь, церковь Трех святых, возобновленную сыном фельдмаршала Шереметева, царскую церковь Св. Андрея на земляном бастионе крепости ХVІІ века. 

ПОДОЛ ДАЛ ПИСАТЕЛЮ «ВЕЩЕГО ОЛЕГА» И ЛИЧНОГО ВРАЧА

- Еще до приезда в Киев Пушкин силой поэтического воображения уносился к овеянным исторической романтикой летописным холмам: «Он видит златоверхий град». Ко времени приезда его в Киев поэма «Руслан и Людмила» уже была написана (опубликована в 1820 году). В ней ясно чувствуются отзвуки древнерусского былинного эпоса, - продолжает рассказ госпожа Чупак. - Некоторые эпизоды поэмы основаны на «Истории» Карамзина, где историк говорит о богатырях, о сильном Рахдае, бывшем на пиру у Владимира (у Пушкина - Рогдай). И вот - все это рядом, здесь, под ногами - земля, в которой кости киевских князей, остатки владимировых строений, прах Десятинной церкви; и место древнего Владимирового дворца (самое начало Владимирской, усадьба Исторического музея). Готовя новое издание поэмы, Пушкин добавит: «Там русский дух… там Русью пахнет!», появится сцена осады Киева. 

Таким Киев запомнил великий поэт.

После прогулки по Подолу написана и «Песнь о вещем Олеге». Пушкин был на Щекавице, возвышающейся над древним Подолом, которую историческая традиция связывает с именем князя и на которой родился очередной пушкинский замысел. 

Александр Сергеевич встретил Подол, уже переживший пожар 1811 года. На торговой площади поэт увидел Успенский собор - древнюю Пирогощу, переносящую во времена «Слова о полку Игореве». 

Своеобразный колоритный Нижний город увлек поэта. «Гусар» перекликается с рассказом О.Сомова «Киевские ведьмы». Впоследствии Пушкин возьмет в «Современник» очерк П. Пищевича «Киев». 

На Подоле как раз проходила знаменитая ярмарка, куда съезжались знать, поместное дворянство, давались балы, концерты. Пушкин смотрел представления в городском театре. 

Побывал поэт и в Братском монастыре с его мазепинскими Богоявленским собором и Академией, пострадавшими при пожаре. В академической бурсе учился в конце ХVІІІ века будущий лекарь Пушкина Е. Рудыковский. Друг Александра Сергеевича, Н. Раевский, командующий армейским корпусом, брал его с собой как медика. В 1820 году Раевский вызвал Рудыковского, когда во время путешествия Пушкин заболел, искупавшись в холодном Днепре.

МНЕНИЕ СПЕЦИАЛИСТА 

- Достоверно известно о двух приездах Александра Сергеевича Пушкина в Киев, - рассказывает Михаил Кальницкий, киевский историк. - Один из них состоялся в мае 1820 года, по пути следования из Петербурга в Екатеринослав. Тогдашнее пребывание Пушкина в Киеве заняло всего лишь пару дней. Второй приезд был в начале 1821 года. К тому времени Пушкин состоял в Кишиневе при канцелярии Инзова, занимавшего пост наместника Бессарабии. 

Историки-архивисты установили, что ко времени пребывания Пушкина в Киеве генералу Раевскому было предоставлено нанятое помещение в частном доме, выходящем на нынешний Крепостной переулок. Теперь на его месте стоит более позднее здание по улице Институтской, 29.

- Но почему же тогда многие утверждают, будто Пушкин жил у Раевского совсем в другом строении - на нынешней улице Михаила Грушевского, 14?

- На стене этого дома установлена даже мемориальная доска с барельефом поэта. Но можно утверждать, что никаких документальных данных о проживании здесь Раевских, а следовательно и Пушкина, не существует. Вообще этот адрес всплыл в контексте пушкинского Киева только в 1949 году. Нужно было по случаю 150-летнего юбилея поэта найти какой-нибудь памятный объект, связанный с ним.

Фото автора