От ее чуткого профессионального взгляда не ускользает ни одна работа современных художников, внедренная в улицы и площади столицы. Но на мою просьбу рассказать о самых удачных примерах Алла Николаевна вдруг засомневалась, что же действительно можно представить читателям «Комсомолки». Оказалось, многие произведения монументального искусства сегодня морально устарели или попросту являются бездарными. А в наше время вообще мало кто заботится о синтезе живописи, скульптуры и архитектуры в городской среде. Но потом моя наставница все же вспомнила о мозаиках известных шестидесятников Ады Рыбачук и Владимира Мельниченко, которые украшают интерьер Дворца детей и юношества (бывший Дом пионеров). Как тут не поверить лозунгу советских времен: «Все лучшее детям»!
«ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ФЛАГ НАД ПЕРЕСОХШИМ БАССЕЙНОМ - ЗЛАЯ ИРОНИЯ ВРЕМЕНИ»
С Аллой Николаевной мы встретились на площади Славы и вместе направились к зданию по мостику, перекинутому через бассейн. Воды в нем давно не было, а мозаичный рельеф с рыбами, крабами и прочими обитателями морского дна оказался изрядно разрушенным. Зато над бортиком, имитирующим палубу корабля, развевался Государственный флаг Украины.
- Ну как можно было так испортить замечательный бассейн? - удивилась моя учительница. - Все эти рыбы и морские гады выглядели шевелящимися благодаря подвижной водной поверхности над ними. А летом дети с восторгом здесь плескались. Все жило и сверкало! И как можно было сегодня повесить государственный флаг над полуразрушенным пересохшим бассейном? Это словно злая ирония наших дней.
Но вот в холле дворца Алла Николаевна заулыбалась, увидев на центральной полукруглой стене несколько постаревшее от времени мозаичное панно с изображением детей разных национальностей, протягивающих друг другу руки.
- Авторы этого панно - Ада Рыбачук и Володя Мельниченко - работали постоянно в содружестве с архитектором Авой Милецким. Дворец пионеров построили за четыре года - с 1962-го по 1965-й, так что все мозаики были готовы уже к 1967 году. Такая слаженность была неслучайной, ведь это трио - Рыбачук, Мельниченко и Милецкий - вместе оформляло здание Центрального автовокзала на Московской площади. И вообще начало 60-х годов было весьма благодатным для художников. Это было время надежд. Мы сейчас говорим «шестидесятники», но эта эпоха захватывает и конец пятидесятых годов, когда появилась надежда на новые идеи и новую жизнь. Ведь в конце 40-х монументальное искусство было настолько заидеологизированно, так явно отражало идеи сталинского тоталитаризма, что вызывало полное неприятие большинства художников. Поэтому молодые мастера потянулись именно в монументальное искусство, чтобы осуществить главный лозунг времени: «Улицы наши - кисти, площади наши - палитры». Тогда все были идеалистами и считали, что ленинские идеи действительно приведут к благоденствию и всеобщему счастью.
|
«РЫБАЧУК И МЕЛЬНИЧЕНКО ПОДПИТЫВАЛИСЬ НАРОДНЫМ ИСКУССТВОМ»
- Рыбачук и Мельниченко впоследствии подверглись идеологическим гонениям...
- Да, но начало шестидесятых было временем их расцвета. Они восприняли новый стиль. Посмотрите на стену с детьми. Изображение перестает быть перспективным, оно согласовано с плоскостью стены. Художники позволяют себе сделать фигуры детей красными, желтыми и коричневыми, воплощая идею разных народов, но с другой стороны, по тем временам - новаторская условность и декоративность. Здесь же, во Дворце пионеров, они сделали прекрасное мозаичное панно по мотивам произведений Приймаченко «Чудесная скрипочка».
Алла Николаевна попыталась найти произведение на этажах, но удалось это не сразу. Сначала мы наткнулись на десяток декоративных керамических медальонов, развешанных в разных концах холла на втором этаже. Мой гид с огромным интересом рассматривала старых знакомых, восхищаясь символикой произведений с русскими богатырями и зеленым змием, но «Чудесная скрипочка» словно канула в Лету. Встречающиеся в коридорах сотрудники дворца показывали нам на медальоны, а о большой фреске даже не подозревали.
- Может, ее сбили при очередном ремонте? - предположила я.
- Нет, такого не могло произойти. Она была на самом видном месте - и это красивейшее место в здании.
Наконец кто-то из персонала вспомнил, что в другом крыле действительно есть мозаичное панно. Добирались мы до него через серию боковых дверей, петляя и обходя стеклянные стены. Я даже почувствовала себя героем фильма «Чародеи», кричавшем: «Люди, где вы?». Но вдруг мы оказались на лестничной клетке, все три стены которой были украшены мозаиками от пола до потолка. Это было так неожиданно и красиво, что даже дух перехватило. В центре действительно был мальчик, играющий на скрипке среди прекрасной природы, а на боковых стенах - сказочные звери, словно сошедшие с картин Марии Приймаченко.
- Конечно, такая архитектура громадных открытых пространств снижала творческие возможности художников, - с сожалением в голосе сказала Алла Николаевна. - Но смотрите, как они сумели выйти из положения: звери очень четко размещены по ходу движения зрителя, поэтому ему открывались все новые и новые нюансы работы. А уже когда он поднимался наверх, то мог увидеть все вместе.
Это панно символизировало дружбу разных народов.
«СТЕНА ПАМЯТИ НА БАЙКОВОМ СЕЙЧАС ПОЛНОСТЬЮ ЗАБЕТОНИРОВАНА»
- А ведь фигуры зверей сделаны не из мозаики! - удивилась я, потрогав шершавую поверхность зеленого волка.
- Здесь художники используют бетон и декорируют его мозаикой. Ведь архитектура 60-х из стекла и бетона. Поэтому такие материалы для панно органично вписываются. Кстати, это по тем временам было неслыханное новаторство. Потом они эти материалы применили и в других своих работах, в частности, в печально известной Стене памяти на Байковом кладбище, которую потом полностью забетонировали.
- Почему?
- Кому-то показалось, что она недостаточно идеологизирована. Написали анонимки, обвинили авторов во всех смертных грехах.
- А что там было изображено?
- История Советской власти. Они хотели сделать памятник всем людям, живущим, жившим и умершим во время строительства социализма. Памятники героям и выдающимся деятелям у нас были, а Рыбачук и Мельниченко сделали монумент простым людям, которые вынесли на своих плечах и гражданскую войну, и тяготы Великой Отечественной, и так называемое мирное строительство. Стена предполагалась громадной - 230 метров от входа и до самого крематория. Она и сейчас есть, только пустая и завитая виноградом. А изображение на ней все залито бетоном.
СПРАВКА «КП»
Алла Ревенко окончила Киевский художественный институт, стажировалась в Ленинградской академии искусств. Преподавала в Киевском художественном институте курс синтеза искусств и зарубежной архитектуры. Автор серии публикаций об украинском монументальном искусстве. Член Союза художников Украины.