Молодые люди отпрашивались с работы, чтобы приехать проститься с Олегом Янковским, целыми офисами. Бабушки побросали дела на дачах-огородах. Две заплаканные студентки Студии МХАТ пропустили вчера экзамен: Олег Иванович приезжал к ним на курс, «невероятно обаятельный», и они не могли не попрощаться с ним.
Гроб с телом актера привезли в «Ленком» в 10 утра. Установили на сцене «Ленкома». Рядом - только родные и близкие люди. В первом ряду - вдова актера Людмила Зорина, внуки, невестка Оксана Фандера, братья Янковского. Рядом - Наина Ельцина и Татьяна Дьяченко, они давно дружат с семьей Янковских. Сын Олега Ивановича Филипп рядом с гробом принимает соболезнования от прощающихся.
Рыдания в зале чуть приглушает музыка из фильмов, в которых снимался Янковский: вальс Евгения Доги из картины «Мой ласковый и нежный зверь» и мелодия Алексея Рыбникова из ленты «Тот самый Мюнхгаузен».
Прощайте, Мюнхгаузен…
Тысячи человек на улице, очередь растянулась на километры. Таких похорон Москва не видела, пожалуй, со времен прощания с Высоцким...
Отпевание к этому времени уже прошло - по-тихому, в церквушке у больницы, где умер Олег Иванович. Были там только близкие родственники.
Врачей не видно - только две машины «скорой». Чтобы не оттягивать на себя внимание, медики переоделись в штатское и потихоньку рассредоточились по фойе «Ленкома», готовые чуть что помогать. К машине подходят бабушки - хорошо, что медики запаслись корвалолом. Многие просят таблетки от головной боли - и медленно возвращаются в толпу, чтобы достоять, дойти, сказать Олегу Ивановичу спасибо за его Мюнхгаузена, за его фирменную лучезарную пронзительную улыбку, обаяние, за его некрикливую красоту, аристократизм, за талант и скромность, за сочетание несочетаемого…
- Это идеал мужчины… В жизни таких больше нет. - Женщина лет тридцати покупает у проходящей по толпе цветочницы шесть гвоздик. Рядом 85-летняя старушка держит в руках фотографию сына: тот сейчас далеко, но тоже хотел попрощаться с великим актером...
Из фойе «Ленкома» люди выходят плача. Милиция поддерживает на лестнице женщин под руку. Слез не скрывают и мужчины. Даже журналисты, которые тут вроде бы по долгу службы.
Филипп Янковский, вдова Людмила Зорина и внук Иван прощались с самым дорогим для них человеком. |
Вот уже простились с Янковским Константин Хабенский, Марина Голуб, Дарья Мороз, популярные эстрадные артисты, в том числе Алла Пугачева, Максим Галкин; актеры «Ленкома», Иосиф Кобзон, вдова Александра Абдулова Юлия Милославская, руководитель Театра сатиры Александр Ширвиндт…
Выйдя в фойе, Ширвиндт вздохнул:
- Мы были «сотрубошниками». Втроем курили трубки - Гриша Горин, Олег и я. Когда Гриши не стало, его трубки перешли по наследству нам с Олегом. Теперь, получается, от Олега они переходят по наследству мне. Жуть...
Мимо гроба проходят Андрей Макаревич, Татьяна Догилева, Ирина Розанова. Плачет Светлана Тома, с которой он снимался в фильме «Мой ласковый и нежный зверь».
Звучит вальс Доги, и кажется: сердце рвется от невозможности поверить, что этот вальс звучит у гроба Янковского!
Из театра в сопровождении жены выходит Николай Караченцов. Публика встречает их аплодисментами. Кажется, за эти три дня рыданий по Янковскому люди прониклись мыслью: актеру, как бы болен он ни был, нужна возможность быть на публике. По Янковскому, который до последнего играл в «Женитьбе», мы уже знаем: это дает силы. Это продлевает жизнь.
|
…В полтретьего, когда панихида закончилась, солнце на небе вдруг пропало. И пошел дождь. «Небо плачет по Артисту», - прокатилось по толпе. И толпа захлюпала вместе с дождем - по своим мечтам, по идеалу, по его улыбке, по Олегу Янковскому...
А потом, когда из дверей «Ленкома» вынесли гроб, промокшая, заплаканная улица взорвалась аплодисментами. Сначала - вразброд, потом все стройнее: прощалась и благодарила.
Прощайте, Олег Иванович!
Браво, Артист!
Анастасия ПЛЕШАКОВА, Анастасия КОЗЛОВА. Фото Андрея КАРА.
ЗВОНОК В ЦЕРКОВЬ
Отец Андрей (Кураев):
- Обычно усопших отпевают уже после того, как прошла гражданская панихида. Но в случае с похоронами Олега Ивановича все было наоборот. Принципиальна ли последовательность?
- Вопрос о том, что должно быть первым: гражданская панихида или церковное отпевание, не является для церкви главным. И какие-то отклонения ни в коем случае не должны рассматриваться как нарушение. Человек уходит от нас в иной мир. Мы должны просто попрощаться с ним и сказать последнее «прости». Как это будет происходить, зависит от условий, в которых это происходит. Единственное: необходимо успеть сделать все процедуры в три дня.
|
И я, и Святейший Патриарх передаем свои глубочайшие соболезнования семье Олега Ивановича Янковского и всему русскому народу, потерявшему в его лице уникального, великого актера и прекрасного, доброго человека, несшего людям своим искусством добро. Царствие ему Небесное!
Записал Александр МЕШКОВ.
«Артист должен работать до последнего дня!»
Татьяна ПОДЪЯБЛОНСКАЯ («КП» - Воронеж»)
Так Янковский сказал зрителям на недавних гастролях.
- В этой профессии не уходят на пенсию, - улыбнулся Янковский. - Если актер может позволить себе сделать это - все, конец! Артист должен работать до последнего дня. Слава богу, роли есть и старшего, и пожилого возраста, полно ролей! И я настолько на четвертой скорости живу, что свободного времени нет. Когда оно вдруг возникает, я в растерянности! Не умею организовать свой отдых. Не умею отдыхать…
А ЕЩЕ БЫЛ СЛУЧАЙ...
За первую роль в кино Янковский проставился ящиком коньяка
|
Марина БАРКОВА («КП» - Самара»)
Худрук Самарского академического театра драмы Вячеслав Гвоздков, который учился вместе с Янковским в Саратовском театральном училище имени Слонова, поделился с «КП» воспоминаниями о великом артисте.
- Янковский играл в чеховских «Трех сестрах» роль Тузенбаха. Дело в том, что у Олега было не все благополучно с дикцией, - вспоминает Гвоздков. - А так как Тузенбах - немец, нечеткая речь вполне подходила для этой роли, и он играл замечательно. Когда Олег начал сниматься в кино, его поначалу дублировал другой артист. Постепенно я стал замечать, что он очень изменил свою речь, стал внятно и хорошо говорить. Это стало возможно, наверное, благодаря огромному усердию и трудолюбию Янковского.
Олег Янковский попал в кино на глазах Гвоздкова. В буквальном смысле.
- Было это около 40 лет назад, - вспоминает Вячеслав. - Саратовский театр имени Карла Маркса гастролировал во Львове.
Режиссер Басов искал натуру для фильма «Щит и меч» и случайно увидел Янковского. Предложил приехать на пробы. Прошло дней 20. Вдруг Олег заходит перед спектаклем в гримерку, пинком открывает дверь, ставит ящик коньяка на стол и говорит: «Меня утвердили на роль!» Янковский потом признался, что получал 25 рублей в день. По тем временам, когда зарплата артиста была 110 рублей, это были огромные деньги.
Читать дальше
Смотрите фотогалереи
С Олегом Янковским прощается семья
С Олегом Янковским прощаются друзья