С народной артисткой России и Украины Ларисой Кадочниковой мы не могли выбраться на прогулку больше полугода: наша гостья ежедневно репетировала главную роль в пьесе «Странная миссис Севидж», выбранной главным режиссером Театра русской драмы специально для нее.
И вдруг неожиданно актриса сказала, что уже свободна, и пригласила пройтись по аллеям Национальной киностудии им. Александра Довженко. Кадочникова пришла на встречу в элегантном черном пальто с развевающимся белым шарфом, словно воплощая значение своего имени: Лариса с древнегреческого - «чайка».
«ЗДЕСЬ Я СНЯЛАСЬ В 14 ФИЛЬМАХ»
- Так когда же премьера? - спросила я с уверенностью, что спектакль готов для показа зрителям.
- Ничего не могу сказать, хотя репетировали больше года с режиссером Ириной Дукой. Но в процессе изнурительной работы мы полностью разошлись с постановщицей из-за трактовки образа миссис Севидж. Все-таки режиссер - это профессия, а не только желание ставить спектакль. Отношения усложнились настолько, что я подала заявление и ушла с этой роли. Дай бог, чтобы спектакль состоялся. Но что делать, в жизни артиста бывают и такие сюрпризы.
Чтобы отвлечь мою гостью от горестных мыслей, прошу рассказать о том, что она чувствует у ворот киностудии, сделавшей ее лицо известным всему миру.
- Я сразу вспоминаю, что снялась здесь в 14 картинах. А главное, мне посчастливилось попасть в легендарный фильм «Тени забытых предков» Сергея Параджанова. Лента принесла славу не только ее создателям, но и Украине. Я недавно вернулась с Недели украинского кино в Кельне, где на открытии показывали «Тени забытых предков». Вы бы видели, какой у иностранцев интерес к творчеству Параджанова и к этой картине! Собралась вся интеллигенция города. Когда-то и у нас на киностудии тоже была такая интеллигенция на просмотрах фильмов. А в Кельне я заново пережила успех: когда закончился фильм - зависла пауза, а потом раздались несмолкаемые аплодисменты. Зрители были покорены энергетикой Параджанова, его фантасмагорией гения.
Однако родная киностудия встретила нас не так восторженно. Нужно было выписывать специальные пропуски, объяснять причину визита. Везде сидели охранники, словно на режимном предприятии, и никто из них не знал легендарную исполнительницу Марички. Пройдя турникет, мы оказались в знаменитом довженковском яблоневом саду. Некоторые деревья уже покрыты цветами, на большинстве только набухали почки. А напротив сада стоял самый первый павильон киностудии - весь в билбордах из кадров знаменитых фильмов, снятых здесь. Лариса Валентиновна поискала себя, но оказалось, что ее фото из фильма «Белая птица с черной отметиной» уже убрали.
«ПАРАДЖАНОВ ОБОЖАЛ ДОВЖЕНКОВСКИЙ САД…»
- Еще совсем недавно плакат был, - расстроилась моя собеседница. - Ведь «Белая птица…» Юрия Ильенко тоже принесла Украине не одну международную премию. Тут создана и «Черная курица» Виктора Греся, которая завоевала 19 международных призов. Я очень рада, что Гресь пригласил меня в эту сказочную ленту для юного поколения.
- Здесь такой сад! Разрешали артистам яблоки рвать?
- Конечно, ведь их так много! Бывали годы такого изобильного урожая, что яблони все сплошь были покрыты яблоками. Работники киностудии вытирали их руками и с хрустом ели. А у меня в этом саду было много проб к картинам. Во время такого цветения, как сейчас, - для фильма «Родник для жаждущих». Сохранилась фотография: яблоня - и я с коромыслом. А потом тут снимался эпизод из «Вечеров накануне Ивана Купала». Тогда стояла зима, лежал снег, и черные стволы деревьев четко вырисовывались на белом фоне. Я, укутанная в белый платок, тут пробегала. Очень красивый кадр! Здесь же пробовалась у Ивченко на роль Мавки в «Лiсовiй пiснi». Потом ее замечательно сыграла Раиса Недашковская.
|
- Тут же проходили и романтические свидания у актеров?
- Если спросить у каждого дерева, что оно видело и слышало... Но в период шестидесятых, когда украинское кино переживало расцвет, на киностудии было больше творческих бесед. Под деревьями стояли скамеечки, где собирались режиссеры и обговаривали свои планы. Параджанов тоже обожал этот сад, собирал яблоки и грыз их с огромным аппетитом. К нему постоянно приезжали люди со всего мира, и они беседовали. Сколько здесь было замечательных художников! По этим безлюдным аллеям ходили Леонид Быков, Артур Войтецкий, Леня Осыка, Иван Мыколайчук, Боря Брондуков… Такое количество людей приезжало со всего Союза! Можно было встретить и Бондарчука, и Скобцеву, и Герасимова. А сколько поэтов, художников, да и просто знаменитых людей! Я специально бежала на студию, чтоб всех их увидеть. Это был центр кинематографа всего Советского Союза!
- Когда вы впервые попали в довженковский съемочный павильон?
- Как только пришла на студию. Там проводили пробы. Помню, было много декораций. А феноменальный подземный город для «Черной курицы» вообще достоин музея. Я даже не поверила, что можно создать такое чудо. Первый павильон - это основа основ. Тут многие фильмы снимались.
- А какие?
- «Щорс» Довженко, фильмы Савченко, Ивченко, современных режиссеров. Все корифеи прошли через этот павильон.
Рядом с ним мы увидели памятник Сергею Параджанову. В крутой дуге художник поместил кудрявую голову режиссера, а под ней - лица героев его «Теней» - Ивана и Марички. В их образах четко угадывалось портретное сходство с исполнителями этих ролей - Иваном Мыколайчуком и Ларисой Кадочниковой.
- Как вы думаете, Параджанову понравился бы такой памятник?
- Думаю, да. Он очень удачно передает неистовство и мощь Параджанова, отличавшие его от всех других художников. Лицо его, как всегда, неспокойно, а в обзоре с разных точек кажется, что каждую секунду его настроение меняется. В этом и есть правда лика великого художника!
- А вы не боитесь того, что у вас есть памятник при жизни?
- Не я же его заказывала. Эта скульптура посвящена только Параджанову, а мы - образы его фильмов. Не мне памятник, а миру Параджанова! Здесь ведь Маричка! Но если подумать, что всех остальных героев уже нет в живых, то, конечно, грустно.
- Вы единственная из украинских актрис, кто изваян в таком замечательном образе. Коллеги вам завидуют?
- Одна актриса даже сказала, что это я себе поставила памятник. Пусть завидуют! Ведь я сыграла в лучшем фильме о гуцульских Ромео и Джульетте.
«КОГДА-ТО ДОВЖЕНКО НЕ ПУСКАЛИ НА ПОРОГ ЕГО КИНОСТУДИИ»
Вскоре мы оказались в уютном внутреннем дворике с галереями, украшенными деревянными перекрытиями.
- А раньше здесь было такое замечательное кафе! Режиссеры засиживались тут допоздна. Если бы мне кто-то тогда сказал, что буду в такой чудесный солнечный день гулять по безлюдной киностудии - никогда бы не поверила!
Миновав админкорпус, мы подошли к памятнику основателю киностудии - режиссеру Александру Довженко.
- Здесь обычно собираются на торжественные мероприятия, - кивнула в сторону монумента Кадочникова. - На
9 Мая, в День кино. Довженко очень похож на себя, ведь я его видела, когда училась на 1-м курсе ВГИКа.
- А что это за история, когда Довженко не пустили на студию?
- Рассказывают, в период больших неприятностей с его картиной дворники не пустили режиссера на порог. И он с обидой навсегда покинул Украину. Многие отрицают, мол, не было такого. Потому что стыдно!
ДОСЬЕ «КП»
Лариса Кадочникова - лауреат Государственной премии, народная артистка Украины и России. Окончила Всесоюзный государственный институт кинематографии. В 1961-1964 гг. - актриса театра «Современник», затем - Киевской киностудии имени Довженко. С 1964-го - актриса Киевского академического русского драматического театра им. Леси Украинки. Ее можно увидеть в спектаклях «Госпожа министерша», «Насмешливое мое счастье», «Последний пылко влюбленный», «Ревизор».