Станислав Анатольевич ждал нас на Прорезной, 8, напротив старинного голубого четырехэтажного здания в стиле модерн, где сейчас находится одна из самых почитаемых столичных сцен.
«ОСОБНЯКОМ ВЛАДЕЛ ЗНАМЕНИТЫЙ АРХИТЕКТОР ГРИГОРОВИЧ-БАРСКИЙ»
- А ведь здесь раньше был кинотеатр «Комсомолец»! - не удержалась я от реплики.
- Да, и довольно долго: с 1944-го по 1985 год. Я еще студентом в него ходил. Помню, что он был не очень хорошо технически оснащен, но залов для того времени было много - целых 4.
- Кому пришло в голову сделать из кинотеатра театр?
- Так ведь здесь изначально находился именно театр - в 1918-1921 годах. В 1918-м здание было реквизировано революционной организацией «Батькiвщина» и передано режиссеру Лесю Курбасу для создания легендарного Молодого театра. Но потом труппа отсюда переехала в Харьков, так как туда перенесли столицу Украины. И там, в новом здании на улице Сумской, был создан легендарный «Березiль» на основе киевского коллектива. Так что мы не являемся правопреемниками курбасовской сцены. Наш театр создан в 1979 году как Молодежный. А в это здание мы переселились в 1985 году, и только потом нас переименовали в Молодой театр в честь выдающегося украинского режиссера Леся Курбаса.
- А что находилось в этом здании до революции?
- Этот особняк построен в середине ХIХ века. Вначале он имел только два этажа, оформленных в стиле ампир. Но в конце XIX века, в 90-х годах, его купил почетный гражданин Киева Григорович-Барский, который обратился в Киевскую думу с просьбой разрешить надстройку в 3 этажа. А последующие хозяева решили особняк превратить уже в доходный дом. В таком виде он просуществовал до 1912 года, впоследствии начались бесконечные перепланировки. Здесь до революции появился офицерский клуб, потом два сезона был Молодой театр, позже - польский рабочий театр.
- А привидения тут живут?
- Да. В прошлом году я со своими студентами выпустил на малой сцене спектакль «В пылающей тьме». Актер, игравший главную роль, обычно ожидал своего выхода возле пульта, потом проходил через всю сцену и начинал говорить текст. А в этом спектакле используется принцип зазеркалья: для декораций мы взяли два зеркала - одно большое, фронтальное, направленное лицом к зрителю, а другое - на заднике сцены. За счет их взаимоотражений достигается принцип многомерности. Звукорежиссер сфотографировал артиста в момент его отражения в этом зеркальном коридоре. Когда он проявил фотографию, оказалось, что там запечатлен не только артист, но и привидение. Ведь это известный факт, что игра в зазеркалье вытягивает из потустороннего мира духов умерших. В этом здании во время оккупации находились гестаповские застенки. Привидение могло быть связано с этим периодом. Более конкретно о деятельности гестапо рассказать не смогу, потому как архивных свидетельств не видел. Только знаю, что резиденция гестапо находилась в нынешнем здании СБУ. Но, учитывая близость этих помещений и то, что в нем пытали людей, можно предположить: это место не очень благодатное.
|
«ПАМЯТНИК ЛЕСЮ КУРБАСУ ВЫГЛЯДИТ СТРАННО»
- А на создание спектаклей вас эти дома вдохновляли?
- Архитектура вряд ли может подтолкнуть к созданию театральной постановки. Но вот декоративные украшения на фронтоне дома вдохновили нас на создание логотипа театра, где использован барельеф лица, который действительно существует - на самой верхушке дома.
Полюбовавшись зданием, которое не очень удобно рассматривать на узенькой Прорезной, мы спустились вниз к памятнику Лесю Курбасу, основавшему этот театр. Мой собеседник театрально поцеловал ему ногу в знак особого пиетета перед творчеством великого предводителя лицедеев.
- О Лесе Курбасе я впервые услышал во время учебы в театральном институте. Он был тогда полузапрещенным, но реабилитация его и Мейерхольда уже состоялась - во времена хрущевской оттепели. Стали появляться и первые печатные материалы об их творчестве. Но все же главным источником информации были рассказы старых театралов. Вторая, более насыщенная информацией, волна реабилитации прошла в период перестройки. В связи с этим и появился этот памятник.
- Он вам нравится?
- Для меня образ спокойно сидящего Курбаса - достаточно странный. Ведь он был самым динамичным и энергичным режиссером своего времени. Это скорее памятник писателю. Впрочем, Курбас много написал как теоретик театра. Но в историю культуры он вошел все же как создатель великих новаторских спектаклей. Так что у меня возникает ощущение несоответствия оригиналу.
- Новаторский стиль появился еще в Киеве?
- Конечно. Все принципы нового театра закладывались именно здесь, а потом в театре «Березiль» активно развивались. Труппа существовала как актерское товарищество на паях: что-то вроде современного акционерного общества. А Курбас был его учредителем. У него насчитывалось 10 соратников: ведущие актеры театра создали его на свои средства. И совет учредителей назначил Курбаса главным режиссером и директором театра. А Молодежный театр, из которого возник нынешний Молодой, родился вот здесь - в ДК «Метростроя» (Станислав Анатольевич показал на неприглядную синюю табличку советских времен в окружении неоновой рекламы разместившегося в этом же помещении казино).
- В 1980 году здесь открылся первый сезон Молодого театра. Там очень маленькая сцена. Я в то время в Молодежном театре не работал, но эту сцену знаю неплохо, потому что тут начинался и частный театр «Браво». Я там поставил один из своих первых спектаклей. Не знаю, насколько все видоизменилось сейчас в связи с деятельностью казино «Сплит», но тогда здесь были небольшой зрительный зал на 300 мест и достаточно скромная по технической оснащенности сцена.
«ВПЕРВЫЕ СЛЫШУ, ЧТО У МОЛОДОГО РЕПУТАЦИЯ ГЕЙ-ТЕАТРА»
|
- А в связи с чем Молодой театр приобрел славу коллектива с нетрадиционной ориентацией?
- Это для меня новость. И я сомневаюсь, что подобная слава была бы заслуженной. Думаю, что с таким успехом можно назвать любой творческий коллектив гей-театром. Что мы тогда будем говорить о Театре оперы и балета? Это ведь не имеет никакого отношения к творческим результатам.
– Но Роман Виктюк на этом построил политику своего весьма успешного театра.
- Театр тоже часть общества. И если он отражает эту жизнь, то для него не может существовать запретных тем, как для любого вида искусства. Для нас важнее другое: насколько общество толерантно и без каких-то предрассудков относится к подобным проявлениям частной жизни. Другое дело, когда на эстраде культивируется подобная сексуальная манера поведения, а центральные каналы демонстрируют людей, пропагандирующих свой нетрадиционный статус. Это тема для клубов и закрытых вечеринок, но не для широкого разглашения.
- А семьи в вашем театре рождаются?
- Не только семьи, но и дети. У нас в какой-то год за один сезон появилось 5 новорожденных! И скоро опять свадьба. Вот только торжество постоянно откладывается из-за кризиса.
И Станислав Анатольевич пригласил нас пройти в свой кабинет на чашечку кофе.