В столичном Театре украинской драмы им. Ивана Франко известный режиссер, ученик Олега Ефремова Козьменко-Делинде к 200-летию Гоголя поставил спектакль по мотивам пьесы великого писателя «Женитьба», где играют звезды: Богдан Бенюк, Алексей Богданович, Лесь Сердюк и Ирина Дорошенко. Накануне юбилея мы встретились со знатоком творчества великого писателя...
Встреча с писателем из Сорочинцев стала для моего собеседника знаковой не только в плане диссертации. Еще несколько лет назад при создании спектакля «Вий» в Сербии украинский режиссер познакомился с местной актрисой, которую ему посоветовали на роль Панночки. Из этого совместного творчества родилась дружная интернациональная семья. И теперь Валентин Никитич счастливый муж и папа. Так что мистика Гоголя может иметь не только знак минус.
Николай Васильевич никогда не устареет
- Валентин, какие еще интересные события вашей жизни связаны с именем Гоголя?
- У меня есть замечательный друг Виктор Потурин, который создавал музей-усадьбу Гоголя в Сорочинцах. Для экспозиции ему нужно было скопировать документы Гоголя. Ведь подлинники не всегда могут выставляться. Потурин так освоил его почерк, что все письма и рукописи писателя, написанные им, не отличить от настоящих! Виктор мне объяснял, в чем секрет: когда он писал «вместо Гоголя», внутренне проживал то, о чем повествовал классик. И когда сверял свое письмо с оригиналом, ряды строк получались практически идентичными.
- Вы ставите спектакль «Женитьба» по пьесе 175-летней давности. Чем она сегодня интересна?
- А Гоголь никогда не устареет. Его «Вечера на хуторе близ Диканьки» я читал вместо сказок. А «Женитьба» актуальна в жизни любого мужчины. У каждого человека есть эта возможность - перейти из одного качества жизни в другое. Эта метаморфоза может стать счастливой, а может сделать мужчину несчастным и злым. Поэтому этот момент перехода для него - как выход в открытый космос. Я его уже совершил и знаю, что это такое.
Гоголь же нам предложил выбор. Вроде бы создать семью должен каждый. Как говорит один из его персонажей: «Это дело даже Богу угодное». Но можно ведь и не создавать. То есть в пьесе поставлен вопрос: а могу ли я игнорировать то, что Богу угодно, то есть уклониться от этого важного жизненного шага, бросив вызов божественному предназначению? И Гоголь эту дилемму решает.
Это не просто бытовой сюжет на уровне анекдота: «Хотел жениться, а обстоятельства сложились так, что взял да и сиганул в окно». Наш жених совершил поступок высокого философского уровня. Он бросил вызов своему предназначению.
«Тут есть высокий градус сексуального влечения»
- Может, Гоголь в пьесе решал свою личную проблему? Ведь он так и не женился и умер девственником.
- Творчество писателя - это отражение его личной жизни. Я догадываюсь, что это произведение стало отражением глубоко переживаемой драмы писателя в интимной жизни. Прыгнуть в окно - это не решение вопроса. Дальнейшую историю героя «Женитьбы» может рассказать только Гоголь, но мы ее в состоянии только дофантазировать. Это одинокая неприкаянная старость.
Но вы прочитайте украинские повести писателя, особенно «Миргород». Гоголь невероятно эротичен! В «Вие», например, описание полета с ведьмой наполнено необыкновенным вожделением. Там есть сладострастное наблюдение за телом Панночки, настроение героев. Сексуальной энергии этого эпизода позавидует электростанция! Во всяком случае, я это прочитываю в каждом предложении, в каждом слове.
А «Страшная месть» - это готовый сюжет для фильма, где могут быть подсознательно проработаны все эротические комплексы.
|
Писатель не реализовал себя как любовник, зато в его творчестве нашла полное выражение испепеляющая страсть мужчины к женщине. И я не нахожу нигде отклонений от нормы.
Его «Женитьба» замешана на всяких адюльтерах. Там очень высокий градус сексуального влечения, подробное описание ритуала ухаживания. Но мы стараемся найти всему меру. Ведь у героя возникают фантазии на уровне эротических видений. Так что в этом смысле Гоголь - очень современный писатель.
Фото Елены СТАРОСТЕНКО