Рассказать их историю я попросила Инну Дорофиенко - главного художника-реставратора института «Укрпроектреставрация». Ведь она как никто другой знает историю возвращения из небытия всех древних памятников столицы.
Мы спустились по улице Григория Сковороды вниз до пересечения с Ильинской и направились к церкви, давшей название самой улице. Инна Пантелеевна остановилась у входа в Ильинский храм, где толпились молодые семьи, приехавшие крестить своих младенцев.
«ИЛЬИНСКУЮ ЦЕРКОВЬ ИСКАЛЕЧИЛИ СОВРЕМЕННОЙ ЖИВОПИСЬЮ»
- Это памятник 1692 года, - начала она свой рассказ. - Храмы, как и люди, тоже имеют тяжелую судьбу. Поэтому на примере двух церквей - Ильинской и Набережно-Никольской - хочу показать вам, какими разными могут быть истории культовых сооружений в зависимости от того, в чьи руки попадают. Девиз нашей прогулки: «Историческая среда нам очень нужна, так как влияет на внутренний мир и дает нам силы жить». На месте Ильинской церкви стояла деревянная, но потом ее перестроили из-за пожара и разрушений. Правда, еще до пожара тут были достроены южная и западная части храма. А вот этот декор фасада здания - наслоение поздних времен, портики и колокольня - еще более поздних лет. Во время Великой Отечественной войны, когда все вокруг разрушалось, нашлись люди, которые сделали все для сбережения старинной архитектуры. И для этого создали в 1946 году наш институт. А потом реставраторы нашли в церкви живопись ХVIII века. Но мало только один раз выполнить реставрацию, нужно постоянно следить за состоянием здоровья живописи. Это так же, как и нам необходимо ходить к врачу не один раз, а всю жизнь.
- А вы не знаете, кто тут крестился из великих? - спрашиваю, рассматривая взволнованных мамочек с пищащими конвертами.
|
- Нет, не знаю. Но весь Подол ходил сюда, как и сегодня. Приятно, что вековая традиция не прерывается. Но, к сожалению, сейчас снизился контроль государства за тем, что делают священники с оформлением церквей. Настоятели меняются очень часто и считают, что их вкусы должны быть главными. Но все-таки художественный уровень памятника и его значение определяют ученые - архитекторы, реставраторы, научное общество. Из-за того что здесь этого не произошло, Ильинскую церковь покалечили.
Инна Пантелеевна подводит нас к мозаикам на фронтоне у центрального входа.
- Вы посмотрите, здесь использована современная синтетическая смальта, что не является благородным уровнем оформления. Еще и изображена копия с Владимирского собора. Но ведь сюда нельзя давать современное, потому что оно не отвечает архитектурным особенностям. Постройте новый храм и украшайте его! Мы должны сохранять святое место в том виде, каким оно было.
Мы с Дорофиенко входим внутрь собора, где центральное место занимает белый иконостас, имитирующий мрамор.
- Меня поражает, как можно было поставить этот гипсовый иконостас внутри собора. Это безвкусица! Нельзя допускать подобное. Но церковь считает, что это красиво, и за бешеные деньги все это заказывает. Сейчас старинная живопись закопчена, потому что денег на настоящую реставрацию нет. Советская власть очень провинилась перед церковью. Из-за этого независимая Украина стала почему-то делать перед священниками реверансы. Но нужно придерживаться общечеловеческой позиции сохранения аутентичных памятников.
Раньше на берегу Днепра пространство всегда оставалось открытым и не допускали таких строительных громадин, - Инна Пантелеевна махнула рукой в сторону Речпорта.
«ХРАМОВАЯ ИКОНА НАБЕРЕЖНО-НИКОЛЬСКОЙ ЦЕРКВИ - ЧУДОТВОРНАЯ»
По заледеневшей дорожке наш гид предложила пройтись к началу улицы, где за оградой расположен уникальный памятник ХVIII века - Набережно-Никольская церковь.
- Она и называется Набережной, потому что стоит на берегу Днепра. Создана по проекту известного украинского архитектора Ивана Григоровича-Барского и считается гордостью Киева. Григорович-Барский был выпускником Киево-Могилянской академии. А его храм интересен тем, что в нем отражен период перехода от стиля барокко к классицизму. Рядом колокольня, построенная позднее, в конце XIX века. Это образец епархиального стиля, типичного для всей Российской империи, и сегодня колокольня очень разумно используется как дополнительная церковь, посвященная всем украинским святым. Кстати, вокруг церкви было кладбище, о чем напоминает казачий крест во дворе.
На противоположной стороне улицы Сковороды мы замечаем современное, полностью стеклянное здание.
- Такая архитектура не должна здесь быть, - негодует наш экскурсовод. - Вы видите, как она диссонирует, не говоря о том, что фактически уничтожает удивительный уголок, где раньше открывался обзор всего Днепра.
- А как вы оцениваете реставрацию живописи внутри Набережно-Никольского храма?
|
- Реставрацией 70-х годов старая живопись была законсервирована, там ведь обнаружена аутентичная роспись XVIII века с изображениями украинской старшины в казацких строях. Это чрезвычайно интересные композиции, которые свидетельствуют о том, что храм во времена Григоровича-Барского был разрисован. Более того, там есть иконы XVIII века, хотя сам иконостас более позднего времени. А храмовая икона святого Николая - чудотворная. Это шедевр украинского искусства XVIII века. К чести этой общины и священника, отца Стефана, без квалифицированных реставраторов они ничего не решают. Мы постоянно наблюдаем за состоянием памятника, потому что в 90-е годы храм чуть не погиб из-за того, что бомжи там разводили костры. Подгорела южная сторона иконостаса. Но, к счастью, все вовремя было ликвидировано.
«ПО СОЛНЕЧНЫМ ЧАСАМ МОЖНО И СЕЙЧАС СВЕРЯТЬ ВРЕМЯ»
Мы тихим шагом возвращаемся к Контрактовой площади, где останавливаемся у церкви на территории Киево-Могилянской академии.
- Это церковь Святого Духа с трапезной, - рассказывает наш гид. - Очень долго тут длилась реставрация. А напротив здания - солнечные часы, уникальный памятник XVIII века.
Инна Пантелеевна подходит к башне со старинным механизмом.
- Ничего подобного нигде нет, а тут они сохранились. И самое интересное - идут правильно. Мы специально проверяли, когда реставрировали такие же часы на фонтане Самсона. Но тут хотя бы снег вовремя чистили, - и реставратор попыталась перчаткой снять ледяную корку с постамента.
- А здесь что было? - спрашиваю, указывая на полуразрушенные трехэтажные помещения рядом.
- Учебные корпуса, ведь в академии занимались Мазепа, Могила, даже Ломоносов. Целая плеяда известных культурных деятелей! А в честь Петра Могилы она и стала Могилянской академией.
В этом месте мы попрощались. Инна Пантелеевна поехала на службу - охранять памятники, а мы в редакцию - писать практически научную статью.