Загрузить еще

Михаилу Жванецкому - 75. «Когда бесконечное возбуждение, то падает рождаемость в стране» ВИДЕО + ФОТО

Его емкие и точные высказывания цитируются как народный фольклор, его остроты всегда свежи и своевременны. Мы поздравили юбиляра с датой и узнали, как он собирается отметить свой праздник.

Об одиночестве

- Михаил Михайлович, с наступающим, как отпразднуете юбилей?

- 6 марта соберемся в кругу семьи, отметим. А 13-го - мой юбилейный концерт в Зале Чайковского, будут поздравлять меня друзья, наверное, будут что-то читать, цитировать мое. В первом отделении - они, во втором - я.

- Феномен Жванецкого - ваше творческое  долгожительство. Все юмористы обычно скукоживаются быстренько, сдуваются и теряют нюх к жизни, юмор. А у вас он всегда искрится!

- Спасибо. Вот это и напишите...

- Сейчас стало сложнее работать?

- Конечно, сложнее. Раньше мы стояли перед стеной и описывали эту стену, этот бетонный пьедестал. Задрав голову, мы смотрели на Штаты и наших вождей, либо идеологов, либо стахановцев, либо передовиков. И четко было ясно: дальше ты не пойдешь, ты упираешься носом в стену. Поэтому все описывали эту стену, она стала родной, близкой. Наверное, было легче. Потому что тогда надо было быть просто смелым, а сейчас надо быть еще и талантливым. И чтобы тебя слушали сейчас, это сложная штука. Ты должен быть живым, красивым, внешне привлекательным, талантливым, остроумным, находчивым, импровизационным. Ты выходишь один на сцену, и перед тобой зал, который собрался тебя послушать. И тебе тяжело, потому что у тебя нет ни оркестра, ни аккомпаниатора, ни подтанцовки. Вообще, когда выходишь к микрофону, ты сразу становишься одиноким.

Полный зал, кстати, действует угнетающе. Ты же хочешь, чтобы они пришли и завтра. А когда ты идешь на концерт, ты не знаешь, сколько придет. Придут ли они, поймут ли они, рассмеются ли они в «смешных местах»?  Бывает, что пришли к тебе другие люди, которые ждут от тебя совершенно другого - пародий, шуток, подпрыгиваний. А у меня целый такой концерт, может быть, даже спектакль, в котором все есть - и поэзия, и юмор, и хохота там не меньше. Но перемежается поэзия, как в жизни, грустью.... И в отличие от многих  юмористов я по-прежнему выхожу сам по себе. Я ничего не изображаю, я не меняюсь, продаю свое одиночество и на эти деньги покупаю его.

- А вы себе в помощь могли бы взять «подтанцовку»!

- Нет, я себе не могу изменить. Я могу только совершенствоваться. Потому что дед мой говорил: «Иди прямо и смотри прямо». Вот это жизненная такая позиция: не мечись, грубо говоря, не меняй специальность. А если выбрал, иди вперед. Вот видишь две-три очереди: заметался, переметнулся в другую, а тот, кто стоит в одной очереди, тот приходит первым. Ты заметался туда-сюда и вернулся туда, где стоял, и опять проиграл.

6 марта Михаил Жванецкий отметит свое 75-летие.

О женщинах

- Вам какие женщины нравятся?

- Знаете, их такое бесконечное разнообразие. Те, от которых вздрагиваешь, которые притягивают поневоле. Это не опишешь. Если можно было описать, то ты бы тогда из серии фотографий выбрал вот такую, и всё. Потом встретил бы ее, пожал руку... Нет, это что-то такое, что ты чувствуешь совершенно независимо от самого себя. Это какое-то возбуждение, неожиданно нахлынувшее что-то, ты вдруг краснеешь, ты смотришь на нее и покраснел неизвестно почему. Кроме того, это удивительная женственность, которая проступает через одежду. Просто ПРОСТУПАЕТ! Мужчина не может проступить через одежду, он не обрисовывается. Мужчины снимают сорочки, надевают майки, шорты и  не добиваются того. А женщина проступает. Как-то чувствуешь и видишь ее очертания. Но дело не в очертаниях... Знаете, еще в молчании женском очень многое бывает. И я совершенно не жду, чтобы мне так же отвечали, как я отвечаю, или так же острили.  Я жду  понимания в глазах. А разговор мужчины и женщины всегда загадочный и всегда «не о том». Разговор «не о том» - это и
есть любовь. Он глуп, бесконечен,  с хохотом, с какой-то огромной заинтересованностью. Ни о чем. Потому что, если ты любишь (обычно один любит), то  не в силах говорить умно, глубокомысленно.

- Как вы относитесь к тому, что сейчас все стали модными?

- Толпа, которая красиво выглядит, и женщины, которые красиво выглядят, конечно, это хорошо. Но модной может быть одежда. А у нас модны какие-то течения, модно следить за телом, а не за головой. Появилась фигура, искусственно созданная.  Только с этим бы не переборщить. Потому что дети нужны, а детей мало. Потому что все это делает людей возбудимыми. У него фотографии в руках, потом пульт в руках вместо женщины. Пульт телевизионный, он переключает, ищет что-то. Сайты в Интернете... Это такой виртуальный физиологический какой-то акт, довольно идиотский. Возбуждение бесконечное... Телевизионная реклама, изобилие, продукты, все идет сквозь женщину, довольно слабо одетую. И вот, когда много такого, когда много открытого, снижается рождаемость.

- И все-таки, если идет девочка в короткой юбочке, разве вы не реагируете?

- Конечно, реагирую. Я об этом и говорю. Но я уже нарожал много детей. Я рассуждаю о том, что все это, конечно, привлекательно. Просто мешает деторождаемости, но собирает огромные урожаи денежные. Массу денег  за  это платят люди. За то, чтобы подсмотреть, увидеть полуголое что-то...

И любовь, и брак стали продаваемыми. Как-то совсем уже через край.

Я уже выражался фразой: «Чем наше поколение отличается от нынешнего? Мы любили бесплатно и считали в уме».

О кризисе

- Что думаете о кризисе?

- Кризис - это что-то очень очистительное для нашей страны, которая ничего не производит, а должна научиться что-то производить.

СПРАВКА «КП»

О личном. Первой женой сатирика была художница Надежда Гайдук, родившая ему дочь Лизу. Со второй официальной супругой Жванецкий живет в браке уже 17 лет, их сыну Мите 13 лет.

Как шутил в разных интервью юморист, у него было множество гражданских браков и, по его словам, он имеет... пять-шесть детей.

О творчестве. Опубликовал книги: «Встречи на улицах» (1982), «Год за два» (1987), «Моя Одесса» (1993), «Собрание произведений» в 4-х томах (2001).

Смотрите фотогалерею: Просто Михал Михалыч