Порт может остаться без главного сигнального огня. Башня покрылась трещинами. История этого ориентира для кораблей берет свое начало в 1897 году. Но тот маяк, который мы привыкли видеть с ялтинской набережной, был построен в 1957 году. Почти полвека его капитально не ремонтировали, но этим летом в порядок привели.
- Cпециалисты не учли ряд моментов, - утверждает смотритель маяка Станислав ОСТАШКОВ. - Башня построена на насыпном грунте портового мола, открытого с трех сторон штормовому воздействию. Три балла волнения - и начинает раскачиваться колпак настольной лампы в служебном помещении, находящемся в «цоколе» маяка! А ремонтники раскрошили основание башни и забили в фундамент с помощью кувалды более сотни 20-миллиметровых металлических прутов. Извините, но даже ученикам ПТУ известно, что данным способом не скрепляют, а наоборот - раскалывают камни! Тут же на и так полуразрушенной башне появились множественные трещины снизу доверху.
- Потом «реставраторы» залили в основание 15-метрового маяка почти 8 тонн бетона, - говорит смотритель. - Однако не на всю высоту башни, что восстановило бы ее монолитность, а всего лишь на один метр сорок сантиметров.
- Не снимая старой штукатурки, опоясали с помощью сварки башню бандажом из листового железа, - возмущается Осташков. - Сегодня все восемь граней башни покрылись вертикальными и горизонтальными трещинами. А установленные на верхнем балконе перила - просто бутафория, напоминающая декорацию к детскому спектаклю, так как они не имеют жесткого крепления к полу. Не обрабатывались растворами, уничтожающими грибок и плесень, и стены перед отделкой пластиковыми панелями.
Эксплуатация безопасна
С обвинениями смотрителя не согласны в Севастопольском филиале Госгидрографии (СФГ) Украины им. Л. И. Митина, в чьей юрисдикции находится объект, и в Киеве.
- С целью проведения независимой строительной экспертизы и определения возможности безаварийной эксплуатации башни маяка «Ялтинский» были привлечены специалисты Национальной академии природоохранного и курортного строительства, - сообщил «КП» заместитель министра транспорта и связи Украины, директор Государственного департамента морского и речного транспорта Владимир РАБОТНЕВ. - При обследовании башни были использованы ультразвуковые и магнитно-индукционные методы, которые подтвердили, что техническое состояние башни после проведенных ремонтных работ обеспечивает ее безопасную эксплуатацию.
- Более того, «для обеспечения предсказуемости поведения башни маяка во время эксплуатации и в условиях динамических нагрузок научно-исследовательским институтом Национальной академии природоохранного и курортного строительства будет проводиться долгосрочный мониторинг, - утверждают в департаменте.
Между тем после того как не выдержала реставрации крепость Чембало, некоторые крымчане скептически относятся к подобным заявлениям. Тем более если рухнет маяк, заход в порт иностранных круизных судов станет весьма проблематичным.
Справка «КП»
В ведении Севастопольского филиала Госгидрографии находятся маяки от Донузлава до Алушты включительно. А именно - Тарханкутский, Евпаторийский, маяк Солодунова, Инкерманские (два) и Херсонесский, Сарыч, Ай-Тодор.
Уважаемые читатели! А что думает вы по этому поводу? Звоните нам сегодня, с 9.00 до 17.00, по телефону: (0652) 248-168.
Фото автора