Крымские астрономы чистят космос от мусора и прокладывают путь к Марсу

В этом году праздник приходится на 20 апреля. В его преддверии "Комсомолка" узнала, над решением каких проблем ломают головы наши крымские ученые, посвятившие свою жизнь звездам и космосу.

1. Магнитные бури или вспышки на Солнце

Солнечная активность повышается каждые 11 лет, в результате чего уровень радиации увеличивается в сотни тысяч раз.

- В первую очередь радиация опасна для космонавтов, которые не защищены магнитным полем Земли и толстым слоем атмосферы, - рассказал "КП" ведущий специалист Крымской астрофизической обсерватории, доктор физико-математических наук Юрий Цап. - В 60-70-е годы, когда еще не были разработаны достаточно надежные средства защиты, во время вспышек на Солнце космонавты были вынуждены прерывать свои полеты, либо пережидать на Земле неблагоприятную космическую погоду. В то время мы отправляли свои данные в Москву, где в центре управления космическими полетами анализировалась полученная информация, в соответствии с которой принимались соответствующие решения.

Кстати, проблема радиации - одна из наиболее труднопреодолимых проблем при планировании межпланетного полета на Марс. Сложность не в расстоянии и не длительности полета, составляющего около года, а в радиации, с которой ученые пока не знают, как бороться.

- Вспышки на Солнце способны также приводить к техногенным катастрофам, - говорит Юрий Теодорович. - Одна из крупнейших произошла в 1989 году, когда целая провинция Квебек (Канада) с населением в 6 миллионов человек оказалась обесточенной в течение десяти часов. Это произошло из-за выхода из строя трансформаторов, подверженных воздействию индукционных токов. Нанесенный ущерб составил несколько миллиардов долларов.

Кроме того, вспышки на Солнце приводят к магнитным бурям. В такие дни многие ощущают некоторые недомогания и головную боль. Исследованием и решением проблемы прогноза солнечной активности занимаются крымские астрономы.

- Все полученные нами данные о солнечной активности мы отправляем в центры анализа солнечных данных, которые находятся в Бельгии и Швейцарии, - рассказывает Юрий Цап. - Эти данные чрезвычайно важны, ведь, кроме всего прочего, солнечная активность влияет на работу электронных приборов в космосе и даже способна вызывать траекторию движения спутников. А без спутников нынешнюю жизнь сложно даже представить.

2. Энергетический голод

Как и многие мировые ученые, крымские специалисты пытаются решить, что же делать, когда на Земле закончатся энергетические запасы.

- Запасы угля, нефти и урана не бесконечны, - говорит Юрий Теодорович. - Как решить эту проблему, человечество еще не знает. Одним из выходов из ситуации может быть создание термоядерных электростанций. Именно термоядерная энергия, запасы которой на Земле безграничны, определяют высокую температуру Солнца и звезд. Рассматривая космос как огромную лабораторию, мы пытаемся понять, как удержать раскаленное вещество (плазму) в магнитном поле (только так можно изолировать ионизированную материю с температурой в десятки миллионов градусов от соприкосновения со стенками), чтобы обуздать плазму. Этот вид энергии еще с начала 50-х годов прошлого века используется  военными в водородных бомбах.

3. Космический мусор

Еще одной неразрешимой для ученых задач остается проблема  космического мусора, который с каждым годом все больше засоряет околоземное пространство.

- В космосе скапливается большое количество остатков ракет, спутников и отработанных ступеней, которые под действием солнечного излучения нагреваются и могут иногда взрываться, что приводит к их неконтролируемому размножению, - рассказывает ученый. - Счет потенциально опасных предметов искусственной природы размером более одного сантиметра, летящих скоростью  в десятки раз быстрее пули,  сейчас идет на сотни тысяч.  Поэтому, если мы и дальше будем такими темпами засорять околоземное космическое пространство и не решим проблему утилизации, это приведет к тому, что уже через 30 лет запускать новые орбитальные спутники станет некуда. Пространство вокруг Земли на высотах от 300 до 40000 км будет сильно засорено.

Необходимо также отметить, что даже сейчас космической станции МКС в среднем каждый месяц приходится совершать маневры, чтобы избежать столкновения с крупными предметами. До сих пор на слуху у специалистов катастрофа 2009 года, когда столкнулись американский спутник "Ирридиум" с отработавшим уже свой срок российским аппаратом "Космос", - говорит Юрий Теодорович. - Угроза того, что в скором времени в околоземном комическом пространстве может не оказаться ни одного действующего спутника, более чем реальна.

"Дотянуться" до звезд может, по сути, каждый крымчанин. Стоит только приехать в Крымскую обсерваторию и заглянуть в "глаз" телескопа. Фото: архив "КП"

4. Столкновение с астероидом или кометой

По мнению ученых, теоретически в любой момент конец света может наступить в результате столкновения Земли с достаточно крупным астероидом или кометой. Космический объект, размером чуть больше футбольного поля, способен  как погубить многие живые организмы на нашей планете, так и привести к тяжелым глобальным последствиям в виде изменения климата.

Крымская астрофизическая обсерватория находится в поселке Научное Бахчисарайского района. Фото: Максима ГОЛОВАНЯ

- Некоторые ученые считают, что именно из-за столкновения с астероидом 60 миллионов лет назад на Земле изменился климат и вымерли динозавры, - рассказывает Юрий Цап. -  Отдельные специалисты считают,  что  в 2029 году  крупный астероид Апофис (размером порядка 300 метров и массой 50 миллионов тонн, открытый в 2004 году) приблизится к Земле на расстоянии всего нескольких десятков тысяч километров. После чего, совершив гравитационный маневр, возможно, столкнется с Землей в 2036 году. Избежать столкновения астероида с Землей можно, запустив ракету с ядерным зарядом, что позволит благодаря кумулятивному взрыву на его поверхности изменить траекторию движения космического тела. Ученые сейчас просчитывают разные варианты развития событий.

А вот обнаружить вовремя опасный астероид астрономы могут лишь при благоприятных условиях.

- Метеорит, упавший в этом году в Челябинске, заходил в атмосферу под малым, по отношению к Земле, углом со стороны Солнца в светлое время суток. И из-за малых размеров, не превышающих 20 метров, его сложно было обнаружить, - говорит Юрий Теодорович. - Но при других условиях мы можем их наблюдать и принять меры, чтобы уменьшить последствия возможной катастрофы.

5. Землетрясения

В крымской обсерватории есть специальное оборудование и программы, позволяющее методом радиоинтерферометрии со сверхдлинными базами,  включающей сеть  радиотелескопов, размещенных на различных континентах,  исследовать  движение тектонических плит Земли.

- Измерения движений тектонических плит мы наблюдаем с точность до миллиметров, - говорит Юрий Цап. - Мы проводим наблюдения и примерно раз в месяц и отправляем данные в центр корреляционной обработки. На их основе специалисты могут  делать важные выводы, касающиеся, в частности, и проблемы предсказания землетрясений.

По словам ученых, крымчанам из-за этого переживать не стоит.

- Сейчас нам ничего не грозит, - рассказывает Юрий Теодорович. - Процесс движения отдельных участков суши медленный. Например,  Крым  движется относительно Евразийской тектонической плиты в северо-восточном направлении со скоростью 2,5 сантиметра в год.

Кстати

Посети ночную экскурсию

Каждую субботу и воскресенье все желающие могут записаться на экскурсию в Крымскую астрофизическую обсерваторию. При благоприятных условиях, ясном небе в телескопы можно рассмотреть различные созвездия и планеты, узнать от ученых историю их появления.

Стоимость экскурсии 25-50 гривен. Записаться можно по телефону: (096) 121-98-73.