Загрузить еще

Как мы с гаишниками дороги патрулировали

Мы нередко грешим на гаишников, в тех же народных анекдотах представители этой профессии часто предстают как нечистые на руку и потому всегда сытые и упитанные, а между тем, случись беда на дороге, именно сотрудники ГАИ первыми приезжают на место происшествия.

Корреспондент "КП" отправился на дежурство с инспекторами крымского главка ГАИ, чтобы воочию увидеть и прочувствовать все тяжбы их службы.

Утро начинается с экзамена

Работа у инспекторов начинается рано. Еще нет шести, а я уже стою у Главного управления на улице Киевской в Симферополе и жду сотрудника ГАИ Владимира, который обещал отправить меня на дежурство вместе с экипажем. На улице моросит дождь, утренний мороз пробирает до костей.

Самые частые нарушения на междугородних трассах — превышение скорости, а на городских дорогах — игнорирование пешеходных переходов. Фото: Кирилл КОЗЛОВ

- Это еще что, а ты представь,как ребятам дежурить, когда на улице -10!, - говорит Владимир после рукопожатия, видя, как я трясусь от холода. - Работаем мы всегда и при любых погодных условиях, даже впраздники.

Перед выходом на смену, после медосмотра, каждый патрульный получает оружие и значок. У оружейной комнаты выстроилась очередь из инспекторов.

- Знаешь, что частенько говорят некоторые водители нашим ребятам, особенно когда мы останавливаем авто в выходные дни, когда все отдыхают, а мы работаем. Говорят: "Инспектор, вы не имеете права здесь стоять!", - говорит Владимир. - Но ведь каждый гаишник получает свое оружие и нагрудный знак только по графику, утвержденному начальством.

Далее патрульные выстраиваются в две шеренги и их осматривает "старший". Смотрит на внешний вид, проверяет документацию. Если у кого-то из инспекторов не начищенные до блеска ботинки или грязный автомобиль, их тут же отчитывают. Затемпо плану совещание: патрульных проверяют на знание законов. Прямо как в школе: начальник называет фамилию и статью и патрульный тут же должен отчеканить на зубок текст. После такой проверки патрульные получают документы, в котором за каждым из инспекторов закреплен определенный район Симферополя.

"Нервы надо иметь железные"

- Это Дмитрийи Сергей, - знакомит меня с инспекторами Владимир. - Сегодня ты поедешь на дежурство с ними.

Я знакомлюсь с ребятами, служащими в ГАИ уже больше десяти лет, и сажусь к ним в машину.

- Сегодня поедем на улицу Героев Сталинграда, - показывает мне бумагу Дима. - Отклониться от курса мы не можем. Машины инспекторов снабжены маячками, и в главке есть большой экран - карта города. По всему экрану горят зеленые огоньки - это экипажы. О каждом отклонении от маршрута мы должны сообщить на базу и назвать причину, иначе нас ждут взыскания.

По дороге к участку, на котором будет проходить дежурство, Дима и Сергейвнимательно осматривают проезжающие мимо маршрутки, следят, чтобы в общественном транспорте не было перегруза.

Корреспондент "КП" Кирилл Козлов "подменяет" инспектора на службе. Фото: Кирилл КОЗЛОВ

- Представь, что будет, если водитель наберет в салон стоящих пассажиров, и влетит на скорости в какой-нибудь столб, - поясняет мне Дима. - Из-за перегруза пассажиры могут переломать себе все кости.

Заметив в одной из маршруток стоящих людей, инспекторіостанавливают транспорт. Выходит водитель, показывает техпаспорт, в нем указано, что в салоне могут стоять только три пассажира. Мы осматриваем салон: несколько человек вышло на остановке и теперь стоящих только двое. Претензий ребята предъявить не могут, и мы едем дальше, по дороге к участку осматривая и другие маршрутки.

- Нервы надо иметь железные, ведь иногда случаются ДТП, в которых гибнут дети, - говорит Дима. - Я думаю, ты и сам понимаешь, что это ужасное зрелище. Но такова наша работа.

В это время мы подъезжаем к месту смены с другим экипажем.

Самая мобильная служба

- Перед тем как заступить на пост, мы должны проехать по участку, осмотреть знаки, - говорит Дима. - Часто ДТП случаются из-за того, что несознательные люди знаки закрашивают или просто ломают.

Заметив, что по участку два испорченных знака, Дима сообщает об этом дорожной службе,и теперь ее сотрудники должны будут исправить испорченное в кратчайшие сроки.

На выезде из города мы замечаем прямо на дороге машину с открытым капотом, у автомобиля рыдает девушка. Оказалось, ее машина сломалась, а сама она спешит в аэропорт. Дима останавливает движение, а мы с Сережей толкаем машину до ближайшей стоянки.

- Спасибо вам! Не знаю, чтобы без вас делала, - теперь девушка плачет от радости.

Она садится в такси и уезжает. Позже она позвонит Диме и скажет, что машину ей починили, и поблагодарит за помощь еще раз.

- Вот такая у нас работа... И людям помогать тоже часто приходится,- говорит Дима. - Кстати, ближе к вечеру постоянно ездим на задержание преступников. ГАИ же вообще самая мобильная милицейская служба.

Проблема властей, а не пешеходов

После рейда по участку ребята останавливают машину перед мостом. Из-за испорченных знаков на этом месте часто случаются ДТП.

- Нередко водители подают друг другу сигналы, мигают фарами, предупреждая о том, что недалеко пост ГАИ, - говорит Сергей. - Но нам это только на руку: ведь водители снижают скорость на опасном участке трассы и мы спокойны - никакого происшествия не случится.

По словам ребят, самые частые нарушения на междугородных трассах - превышение скорости, а в городе - игнорирование пешеходных переходов. В подтверждение их слов один из водителей чуть не сбил пешехода на "зебре". Ребята тут же среагировали и остановили нарушителя.

- Как же он так выскочил!.. Я же его пропустил бы, просто спешил и не заметил, - говорит молодой парень, выскочив из машины. - Но свою вину признаю, чего уж там.

Нарушение, которое допустил водитель, считается грубым. Поэтому ребята составляют на него протокол. В день, по их словам, составляется до трех протоколов - исключительно за грубые нарушения. В то время пока Сергей составляет протокол, Дима пробивает водителя по базе - проверяет, не находится ли водитель или его машина в розыске. Но парень оказывается "чист".

- Это хорошо, что водитель адекватный, - говорит Дима. - Раз в два месяца обязательно попадется такой, который и с кулаками набросится, и обматерит по полной программе.

После оформления нарушения мы отъезжаем в другое место участка, и я замечаю, что многие пешеходы перебегают дорогу в неположенном месте, и интересуюсь у Дмитрия, почему бы их не оштрафовать.

- Каждый случай индивидуален, - поясняет инспектор. - Я ведь тоже все понимаю, чисто по-человечески. Может, пешеходных переходов вообще поблизости нет. Тут проблема властей, а не пешеходов или ГАИ.

Близится время обеда. Чтобы перекусить, ребятам тоже надо спрашивать разрешения у "базы". После обеда инспекторы снова отправятся дежурить. И так проходят дни: они в работе независимо от того зима или лето на улице, праздник или будний день. Безопасность на дорогах нужно обеспечивать круглосуточно.

Вопрос ребром

Правда ли, что инспекторы работают с подставными свидетелями?

- Подобных случаев никогда не было, ходят только слухи, - рассказал "КП" на прямой линии начальник УГАИ Украины в АРК Владимир Загинайло. - Недавно поступила одна жалоба, с ней было предоставлено видео. В конфликте мы, конечно же, разберемся. И если будут доказательства, сотрудников, допустивших такое, мы уволим. Кстати, если кто-то попал в подобную ситуацию, пусть смело звонит по телефону в Симферополе: 0 (652) 55-01-61. На место сразу же прибудет руководство и поможет гражданам во всем разобраться.