Проверили свыше 400 судов
Правду говорят: пока гром не грянет, мужик не перекрестится. После резонансного ЧП в Судаке, когда в результате столкновения скоростного катера и прогулочного теплохода погибла 47-летняя россиянка Ирина Остроумова, а более 10 человек получили различные травмы, контролирующие инстанции ринулись массово проверять плавсредства. Внеплановые рейды сотрудников Укрморречинспекции, проходившие в Судаке, Феодосии, Ялте, Алуште, Евпатории, Севастополе и нескольких приморских поселках, как и следовало ожидать, выявили немало интересного. Результаты четырехдневной работы обнародовали на специально созванном межведомственном совещании.
- Комиссия Укрморречинспекции проверяла, как на территории Крыма и Севастополя соблюдаются правила безопасности судоходства плавсредств предприятий морского транспорта в Крыму и Севастополе, - сообщили "КП" в Рескомитете АРК по транспорту и связи. - Инспектора проверили 433 маломерных судна, 9 больших пассажирских теплоходов и 32 базы-стоянки маломерного флота. В итоге составлено 92 предписания, 62 из которых предусматривают запрет эксплуатации маломерных судов и баз-стоянок.
Семь бед - один ответ
Итак, с чем же конкретно столкнулись морские ревизоры? По информации Рескомтранспорта, чаще всего комиссия выявляла факты, когда хозяева катеров, гидроциклов, баз-стоянок не имели регистрационных документов. Соответствующих лицензий для работы не было, а допустимые нормы пассажировместимости превышались, что "напрямую угрожает безопасности жизни людей". Нередко проверяющие вообще не видели на лодках и катерах спасательных средств, либо жилеты, спасательные круги и прочая амуниция давно исчерпали свой срок эксплуатации.
Что же следует за несколько сухими и довольно печальными отчетами контролеров и почему каждое лето происходят разные ЧП? Свое мнение на этот счет нам высказал один из предпринимателей, занимающийся прогулками на катере в акватории Судака, Андрей.
- Нормальные прокатчики не гоняют вблизи береговой зоны, а возят туристов на бананах или катерах вдали от побережья, чтобы ни на кого не дай Бог не наскочить, - говорит предприниматель. - Но несчастные случаи все равно происходят, и тому есть две основные причины. Во-первых, в судоводителях часто играет высокомерие. Они гоняют по морю, пугая пляжников и веселя своих пассажиров. Другая беда кроется гораздо глубже: и чиновники, и службы, которые разрешают маломерным судам катать туристов по морю, очень уж любят деньги. Они сами дают зеленый свет неукомплектованным или неисправным гидроциклам и скоростным катерам.
…А в это время
Капитан прогулочной лодки, затонувшей под Феодосией, отделался штрафом
В августе 2011 года не менее громкое ЧП с участием прогулочной лодки случилось под Феодосией. Тогда 34-летний местный житель взял на морскую прогулку 30 пассажиров вместо максимальных 12-ти. Лодка затонула, люди чудом спаслись, самостоятельно приплыв к берегу. Горе-капитана задержали и возбудили уголовное дело. В этом году Феодосийский городской суд приговорил нерадивого капитана к штрафу в размере 5100 гривен и компенсации морального вреда и материального ущерба пассажирам на общую сумму свыше 15 тысяч гривен. Притом, что своими действиями он набедокурил на сумму более 190 000 гривен. На суде капитан признал: уже в море он принял на грудь около 200 граммов коньяка.Судебный вердикт смягчило то, что капитан написал чистосердечное признание, помогал следствию раскрыть преступление, имел на иждивении двоих детей, прежде не был судим и согласился добровольно возместить ущерб.