26 декабря
Загрузить еще

В Симферополе появится "музейный квартал"

В Симферополе появится
Фото: У действующей электроподстанции чиновники хотят видеть толпы туристов. Фото автора.

Чтобы сохранить артефакты истории крымского электротранспорта - трамвайного и троллейбусного сообщения на полуострове - власти решили предоставлять им законодательно закрепленный охранный статус. Первый ласточкой в новой программе сохранения и музеефикации объектов культурного наследия науки и техники Крыма стала  электрическая подстанция с двумя прилегающими к ней столбами электроосвещения. Теперь они официально объявлены памятником науки и техники начала XXвека.

Трансформаторная подстанция, построенная еще в 1912 году, сегодня остается самой значительной из сохранившихся коммуникаций бывшей симферопольской трамвайной линии. Самое интересное, что эта "будка", расположенная  на перекрестке улиц Пушкина и Гоголя, работает до сих пор и находится на балансе "Крымэнерго". Чиновники рассчитывают, что подстанция будет востребована среди туристов и вскоре сюда начнут водить экскурсионные группы. Во всяком случае, памятную доску, содержащую историческую и техническую справки, на трансформатор прикрепили.

- Мы хотим создать при заповеднике "Неаполь Скифский" музей науки и техники примерно на трех гектарах, куда в следующем году мы свезем передвижные памятники науки и техники со всего Крыма для показа туристам. Статус памятника за подстанцией - это первый шаг в нашей программе, - рассказал "КП" председатель Рескомитета АРК по охране культурного наследия Сергей Тур. - Сейчас мы вынашиваем идею сделать на улице Пушкина целый музейный квартал, где будут установлены ситилайты, информирующие о музейных выставках. Думаю, со временем здесь появятся тематические арт-кафе, чтоб это было интересно и красиво, а вместо проезжей части может быть пешеходная зона.

На наш вопрос, как же получилось, что при реконструкции улицы Горького в Симферополе были срезаны на металл аналогичные раритетные трамвайные столбы, глава рескомитета не ответил. Лишь добавил, что "открытие памятника трансформатору и нацелено на то, чтобы предупредить в дальнейшем такие события".

Справка "КП"

Для регулярного движения линия трамвая "Бельгийского акционерного общества симферопольских электрических трамваев и освещения" была открыта 13 августа 1914 года. В 1970 году трамвайное хозяйство в Симферополе свернули: с городских улиц убрали рельсы, демонтировали столбы, а трамвайное депо отдали под мастерские троллейбусного парка. Большая часть построек трамвайного парка была снесена в 2008 году.