26 декабря
Загрузить еще

Корреспондент "Комсомолки" осваивал самодельный реактивный вертолет

Корреспондент
Фото: Корреспондент «КП» собрался взлететь на реактивном самолете

Газ против металла

Феодосийцы Владимир и Александр Плахотники трудятся над созданием необычного вертолета уже 12 лет. Раньше братья работали в летном испытательном центре и мечтали собрать агрегат, который бы поднимался в воздух не за счет крутящего вала и трансмиссии, как у большинства вертолетов, а за счет смеси газа с воздухом, образующейся при сжигании топлива. В научной литературе "кулибины" нашли лишь скудные намеки на новую технологию и однажды решились развенчать сомнения в том, что такой аппарат весьма перспективен. За десятилетие Плахотники собрали 8 моделей, но каждый раз аппараты получались с массой недостатков: на первых моделях сильно грелись вал и лопасти, из-за чего запустить железную птаху в воздух было невозможно.

- Здесь принцип поливалки на огороде, - рассказали "Комсомольской правде-Крым" братья. - Обычный вертолетный двигатель крутит винты валом, а в нашем случае идет отбор воздуха за счет вырабатываемых при сжигании топлива газов. Газ из лопастей служит сразу и прогревом, спасая их от обмерзания, и тягой. Этого в мире никто не делал, а мы хотим доказать, что такое в принципе возможно.

Слепили из того, что было… на свалке

За годы проб и ожиданий братья не раз меняли конструкцию и колдовали над "начинкой" аппарата. Все запчасти на будущий геликоптер искали на свалках и металлобазах. Последний результат работы - небольшой реактивный вертолет, ангаром для которого служит гараж.

- Огрызки металлических труб, остатки лопастей и прочие материалы мы брали со свалок, - рассказывает Владимир Плахотник. - Например, когда нашли двигатель от бывшего вертолета, внутри него росла трава. Для нашей конструкции 200-килограммовый "движок", конечно, большой, но меньших габаритов в Союзе не строили. Другого у нас нет, зато гребет будь здоров - в нем тысяча лошадей!

Изобретатели сетуют: возиться со своим детищем - удовольствие не из дешевых. За час машина съедает 100 литров топлива (керосина либо бензина), поэтому в испытаниях особо не разгонишься. Правда, взлетать на своем "чуде инженерной мысли" Плахотники сами боятся. Кабина открытая, при возможном падении хиленькие ремни не спасут. Поэтому все испытания техники в основном начинаются и заканчиваются на маленькой площадке между гаражами в кооперативе "Дачный", разнося по округе сильный шум реактивного двигателя. Увы, апробировать новое чудо техники на новом авиационном аппарате нам так и не удалось. И дело не только в безопасности. Сначала изобретатели пригласили нас в кабину, затем попросили купить для них 10 литров бензина, а позже сослались на то, что у вертолета просто сели аккумуляторы и вертолет не взлетит.

- Полномасштабного полета у нас самих до сих пор не было, лишь чуть отрывались от земли в степи и все. Для надежности и безопасности его нужно доводить до ума, - разводят руками братья. - Если его запускать в серийное производство, нужно сперва сделать один удачный экспериментальный образец. Вертолет выйдет дешевым и теоретически сможет вертикально взлетать и зависать, а при мощном и компактном двигателе - взять самолетный режим. Кроме того, он может служить генератором сжатого воздуха в большом количестве, став своеобразным компрессором с выбросом до 2 кило воздуха в секунду.

Несмотря на ряд технических просчетов, Плахотники надеются, что их разработка заинтересует военных. Пока же самоучки снискали в городе неоднозначную славу: одни восхищаются, впервые видя сие чудо техники, другие "крутят" пальцем у виска. Но оставлять свои эксперименты феодосийцы не собираются.

ТТХ

вес вертолета - 750 кг

вес двигателя - 200 кг

объем топливного бака - 100 литров

длина одной лопасти - 3,5 метра

личные вложения конструкторов - 4000 гривен

расчет кабины - на 2 человека

задний винт – отсутствует

Комментарий специалиста

Руслан Семенюк, офицер Регионального медиа-центра Министерства обороны Украины, летчик:

-Этот вертолет представляет собой гибрид. Двигатель взят с одного вертолета, несущая конструкция с другого. Да, они разместили все на свое усмотрение, ничего принципиально нового здесь нет. Такие идеи раньше звучали, но в серийном производстве подобных вещей не было. Перспективность этого проекта мы будем изучать.

Фото и видео автора

Двигателем геликоптера служит авиационная турбина