Парламент принял закон, направленный на обеспечение дополнительных социальных и экономических гарантий в связи с распространением коронавируса, который, в частности, предусматривает введение запрета банкам повышать процентные ставки по кредитным договорам на период карантина.
Законопроект 3275, который направлен на преодоление последствий карантина, вызвал достаточно много разногласий среди политиков. Но начнем с того хорошего, что есть в этом законопроекте. Первым делом он защищает банковских заемщиков.
"В период осуществления в Украине мероприятий по предотвращению возникновения, распространения эпидемий, пандемий, в частности, коронавирусной болезни (COVID-19) запрещается повышение процентной ставки по кредитному договору", - сказано в тексте документа.
Вводится запрет проверок фактического проживания внутренне перемещенных лиц при назначении социальных выплат.
Кроме того, разрешено участие в судебных заседаниях в режиме видеоконференции. При этом судьи на период карантина по своему усмотрению смогут ограничивать допуск лиц, не являющихся участниками процесса, к судебному заседанию.
Данный закон предполагает продление до 30 июня запрета на проведение органами государственного надзора плановых проверок в сфере хозяйственной деятельности, кроме государственного надзора (контроля). Также документ предусматривает временно, на период до 31 мая, освобождение от штрафных санкций за несвоевременную уплату единого взноса на общеобязательное государственное социальное страхование, а также за неполную его уплату или за несвоевременное предоставление отчетности в налоговые органы.
"В течение периодов с 1 по 31 марта, с 1 по 30 апреля и с 1 по 31 мая 2020 года плательщикам единого взноса не начисляется пеня, а начисленная пеня за эти периоды подлежит списанию", - отмечается в тексте документа. Также в законе предусмотрен мораторий на проведение документальных проверок правильности начисления и уплаты единого соцвзноса с 18 марта по 31 мая 2020 года, а также на период до 31 мая включительно - приостановка сроков рассмотрения жалоб налогоплательщиков единого взноса.
Также увеличены годовые лимиты для физлиц-предпринимателей (ФЛП). Для первой группы - до 1 млн.грн., для второй - до 5 млн.грн., для третьей -до 7 млн.грн. Такие же нормы были предусмотрены в законе 1210, а он до сих пор не подписан президентом.
Кроме того, бизнес сможет в полном объеме включать в налоговую скидку по НДФЛ и по сути освобождены от налога на прибыль расходы на лекарственные и дезинфицирующие средства, антисептики, медоборудование, средства индивидуальной защиты и многое другое.
До окончания карантина освобождаются от НДС, ввозной пошлины лекарства, медпрепараты и оборудование, необходимое для противодействия COVID-19 (перечень утвердит правительство).
Также правительству предоставляется возможность контролировать цены на товары, необходимые для предотвращения распространения эпидемии коронавируса. Увеличиваются штрафы за необоснованное повышение цен - до 2550 грн, а на товары, которые являются социально значимыми во время карантина - до 4250 грн, а за невыполнение предписаний о снижении регулируемых цен на товары - до 34 тысяч грн.
Для арендаторов, которые не могут по объективным причинам пользоваться арендованным имуществом (закрытые торговые центры и т.п.), размер платы не может быть выше, чем сумма расходов, которая включает в себя плату за землю, налог на недвижимость и коммунальные услуги.
На период карантина вводятся дополнительные, до 300 процентов, доплаты медицинским и другим смежным работникам.
Кроме того, данным документом предполагаются изменения в Кодекс законов о труде, согласно которым по согласованию между работником и собственником предприятия, учреждения, организации или уполномоченным им органом для работника может устанавливаться гибкий режим рабочего времени на определенный срок или бессрочно, как при приеме на работу, так и впоследствии.
В то же время предполагается, что время простоя не по вине работника на период карантина оплачивается из расчета не ниже двух третей тарифной ставки, тогда как помощь по частичной безработице устанавливается за каждый час, на который работнику была сокращена продолжительность рабочего времени, из расчета двух третей тарифной ставки (оклада).
Среди властей на местах этот законопроект вызвал волну критики. Дело в том, что часть послаблений бизнесу сделаны за счет местных бюджетов.
В Ассоциации украинских городов этот законопроект назвали дискриминационным и отметили, что пока во всем мире правительства поддерживают местные общины, у нас создают условия, в которых большой бизнес будет получать сверхприбыли за счет доходов местных бюджетов.
"Вопреки позиции президента и премьер-министра, которую они задекларировали на встрече с мэрами, депутаты исключают из доходов местных бюджетов плату за землю и имущество, создают несправедливые условия для бизнеса, лишают граждан средств от аренды паев, таким образом обеспечивают отдельному большому бизнесу сверхприбыли за счет налогов в бюджеты всех уровней", – говорится в обращении.
Авторы напомнили, что сегодня именно органы местного самоуправления выплачивают повышенные зарплаты медикам, финансируют закупку лекарств, масок, тестов, медоборудования. В случае вступления законопроекта №3275 в действие у общин не будет средств на зарплаты медикам, учителям, соцработникам, воспитателям, работникам транспорта и ЖКХ.