Народный депутат Украины Андрей Холодов стал известен еще до парламентских выборов. Повышенное внимание к нему изначально было вызвано тем, что Андрея сложно было отнести к какой-либо группе влияния внутри партии "Слуга народа". "Холодов - сам по себе, что ли? Но так не бывает!" - отмечают политологи.
Андрей Холодов вел бизнес в сфере девелопмента, имеет связи со многими влиятельными личностями, давно и хорошо знаком с Владимиром Зеленским. Попадал в опалу как при Януковиче, так и при Порошенко, непонятен был для многих. Причем "непонятность" Холодова усугублялась его непубличностью: он редко общался со СМИ, практически не появлялся на телеэкранах. При этом в сессионном зале Верховной Рады депутат ведет себя достаточно уверенно и авторитетно.
И вот теперь, на протяжении последних недель, Андрей Холодов находится в эпицентре скандала с табачной правкой - его пытаются обвинить якобы в имевшем место недобросовестном лоббировании интересов. Программа "Схемы: коррупция в деталях" от "Радио Свобода" посвятила Холодову и фирме "Киев маркет солюшн" целый часовой выпуск, НАБУ возбудило дело, а сам народный депутат потребовал от НАБУ провести это самое расследование.
Мы воспользовались возможностью и поговорили с "виновником" происходящего Андреем Холодовым о жизни, его бизнесе, политике и о скандалах.
- Андрей, давайте сразу со скандала. Вас обвинили в том, что вы пролоббировали правку, увеличивающую заработки для розничных торговцев табачными изделиями. При этом ваша фирма получила право на протяжении десяти лет торговать в сотнях киосках. Разве это не недобросовестное лоббирование?
- Знаете, еще когда я только шел на выборы, меня уже тогда начали системно и методично поливать грязью. Коллеги шутили, что благодаря антирекламе я скоро догоню по узнаваемости Александра Разумкова. Немало постарался некий блогер Александр Тахтай, связанный напрямую с одним из нынешних министров. Подключились структуры Сороса в Украине и все то же "Радио Свобода". Но я привык к тому, что многим неугоден…
Для понимания сути дела начну коротко с недавней истории.
- Хорошо. Тем более о вас мало что известно.
- Давайте по порядку. В 1993-1997 годах я работал в иностранной компании "Дункан" на должности директора по продажам. Обычный наемный сотрудник в крупнейшей на тот момент компании, которая занималась дистрибуцией, в том числе и табачных изделий. В моем подчинении было более 600 сотрудников. Табак был далеко не единственным продуктом, компания продавала товары FMCG (Fast Moving Consumer Goods - товары повседневного спроса), владела большим количеством филиалов по всей стране.
В 1997 году я перешел работать в "Крафт Якобз Сушард", где проработал около года. На этом мое отношение к табаку и табачному бизнесу закончилось, а своей выгоды, то есть доли в этих компаниях, у меня никогда и не было. Это для понимания сути обвинений в мой адрес относительно недобросовестного лоббирования якобы моих интересов. С 1998 года у меня собственный бизнес.
- С чем он связан?
- С недвижимостью. Но некоторое время у меня была доля в небольшом заводе, который производил алюминиевые профили, также на нем делались и киоски. Большинство киосков (90%) "Союзпечати" и другие МАФы (около 600), которые вы могли видеть в Киеве до недавнего времени, были сделаны на этом заводе. Это единственное мое отношение к "мафии киоскеров", как меня назвали в некоторых материалах СМИ. Но и долю в заводе я давным-давно уже продал…
- Все же поговорим о вашей инициативе относительно торговли табачными изделиями.
- А это не моя инициатива. Народные депутаты Юрченко и Дубинский внесли поправку к законопроекту 1049 о введении торговых наценок на табачные изделия. На комитете я высказал свое мнение по этому поводу, изучил вопрос. 3 октября была внесена сама поправка, и я ее поддержал как народный депутат - своим голосом "за". Эта правка разрушает монополию крупнейшего украинского дистрибьютора сигарет TEDIS, контролирующего 80% рынка. Она попросту дает возможность равного доступа к дистрибуционным контрактам другим компаниям - оптовикам, которых, по словам производителей, около 20.
Важность борьбы с монополистом этого рынка и создание честных равных условий для всех компаний-дистрибьюторов подтвердил на встрече 7 ноября и президент Владимир Зеленский. Честная дистрибуция - это основа свободного рынка. Принятый закон выводит продажу табачных изделий из тени, а это рынок объемом в 100 миллиардов гривен. Этот закон дает возможность заработать не одному монополисту, а как минимум поможет 300 тысячам людей, которые живут на деньги, заработанные с табачного бизнеса, у нас 60 тысяч розничных лицензий по стране. Которым не придется ехать на заработки по ближайшим странам Евросоюза. И эти изменения не обернутся катастрофой для отрасли. Повышение цены на пачку сигарет на 3 гривны, логично, снизит и доступ к табачным изделиям. Разве это плохо? Я бы и на больше повышал постепенно цены на сигареты, это же губительная вредная привычка.
Другое дело, что те, кто ворочали миллиардами, теперь не будут иметь такой возможности.
- И кому же вы перешли дорогу? Кто стоит за компанией TEDIS?
- Владельцем компании является одесский бизнесмен Борис Кауфман. Правда, в 2012 году у компании появились два совладельца - российские миллиардеры Игорь Кесаев и Сергей Кациев. Кесаев в России, кроме табачного бизнеса, занимается и оружейным - он купил завод имени Дегтярева, производящий стрелковое, противотанковое и зенитно-ракетное оружие. В 2017 году Юрий Луценко громко заявлял, что TEDIS выводит из Украины до 2,5 млрд грн в год и что на эти средства финансируются террористы. Но дело заглохло, ограничилось публикацией, которую экс-генпрокурор сделал в Фейсбуке. (Генеральный прокурор Украины Юрий Луценко сделал заявление касаемо TEDIS 31марта 2017 года. - Ред.)
- Рынок в 100 миллиардов гривен - это слишком серьезный аргумент. Не сложно понять: люди, стоящие за ним, вряд ли захотят сдавать позиции и прекратят сопротивление.
- Похоже на то. Я и подозреваю, что обращения в НАБУ (какая глупость! С такой логикой нужно в НАБУ вызывать всех 253 НДУ, которые проголосовали "за", из которых 40 не от "Слуги народа". Да и это дело не подследственное НАБУ; ну да ладно!), и "журналистские расследования" стали следствием только того, что депутаты от "Слуги народа" - и я в том числе - попытались навести порядок в одной из самых теневых сфер в украинском бизнесе. Рано или поздно кто-то же должен был этим заняться?
- Что предполагаете делать в дальнейшем?
- Я крайне заинтересован в том, чтобы НАБУ провело расследование - но беспристрастное и с соблюдением всех норм. Так, чтобы все было по правде. А что касается "журналистского расследования" - не только я один считаю, что "Радио Свобода" уже давно не соблюдает журналистские стандарты, такая у них репутация.
- В суд собираетесь на них подавать?
- Конечно, готовлю иск. Думаю, если НАБУ действительно хорошо разберется в деле, у меня будет еще один весомый аргумент говорить, что "Радио Свобода" живет в своем мире фантазий.
|
- Вы успешно занимались бизнесом. Что вас привело в политику? Может, если бы не политика, у вас не было бы всех этих проблем?
- Я поверил в перемены. Как и многие мои коллеги по фракции. Возможно, это звучит слегка пафосно, но это правда, всех достал уже неимоверный беспредел всех органов власти, который с годами только накапливался. Я на себе ощущал еще со времен регионалов, как трудно становилось расти и развивать бизнес в нашей стране честно и соблюдая все правила, у меня были конфликты с ближайшим окружением Януковича.
С Порошенко тоже были непростые отношения - я понимал, что при нем в Украине ничего не изменится. Именно поэтому я активно поддержал Владимира Зеленского, когда он заявил о своем желании начать перемены в обществе. Я согласился стать членом "команды изменений". Все избирательные кампании (выборы президента Украины в 2019 году, парламентские выборы в 2019 году. - Ред.) мы прошли вместе, с киевской командой в частности, работали на результат выборов.
- Вы лично знакомы с Владимиром Зеленским?
- Да, конечно, и давно. В основном общались в деловом формате. Иногда встречались в неформальной обстановке.
- Сейчас общаетесь?
- Намного реже и только по делу.
- И через кого заходите в кабинет? Договариваетесь о встречах?
- (Улыбается.) А нужны посредники для общения с президентом?
- Вы говорите, что были частью киевской команды Владимира Зеленского еще на президентских выборах. Киевская команда немало сделала для того, чтобы Зеленский, а позже партия "Слуга народа" победили в столице. У вас нет амбиций попробовать себя на выборах мэра?
- У нас в Киеве сформирована очень качественная команда единомышленников. Есть круг людей, которые разбираются в киевской проблематике… и очень хорошо разбираются, это ценно и будет очень полезно для развития столицы. Но кого выдвинут кандидатом в мэры от нашей политической силы - этот вопрос будет решаться коллективно и зависит не только от "хотелок" отдельных личностей. Столице нужны радикальные перемены. И мы - я, мои коллеги - их будем продвигать в любом случае.
- Вас называют кумом Виктора Медведчука…
- Моя жена, Екатерина, давно дружит с Оксаной Марченко, более 15 лет. И Оксана крестила наших деток. С Виктором Медведчуком, понятное дело, общаемся в дни семейных торжеств. Но мы не являемся ни бизнес-партнерами, ни тем более политическими единомышленниками.
- Ваша семья живет в Вене…
- Не совсем. Моя супруга, Екатерина Шаховская, открыла магазин свадебных и вечерних платьев в Вене, и там у нас есть недвижимость. Она дизайнер, и я нахожу положительным, что украинские дизайнеры могут работать не только для украинских клиентов, но и признаны в других странах. У нас пятеро детей. И я мечтаю, чтобы они жили в Украине, в Киеве. Старшие дети получили хорошее зарубежное образование и вернулись работать в Украину.
|
- Вы говорите много вещей, которые не свойственны бизнесменам. Слишком много романтики.
- А я и не скрываю, что часто действую не так, как все ожидают (и, возможно, хотят). Даже раньше я, как бизнесмен, который вроде бы должен быть ориентирован только на прибыль, занимался и совершенно неприбыльными проектами.
- Что вы имеете в виду?
- Я не очень люблю об этом говорить… Вместе с семьей еще в 2008-м мы создали большой новогодний фестиваль-праздник для детей - "Сказочная страна". Половину стоимости билетов мы оплачивали для всех детей. Дети-сироты, дети с инвалидностью и малообеспеченные семьи посещали мероприятие бесплатно. Если рассматривать такие новогодние мероприятия для детей как бизнес (и тогда, и сейчас почти все существующие подобные новогодние фестивали нацелены именно на прибыль или, как минимум, на окупаемость), то мы просто шли в убыток, но делалось это не ради заработка, такие мероприятия не об этом. Мы это делаем для души.
На "Сказочную страну" собирались тысячи детей. К примеру, в 2012-м свыше 28 тысяч посетителей было (6 тысяч из которых - дети с инвалидностью, сироты, из малообеспеченных семей), которые приезжали со всей Украины. И кто бы ни управлял страной, наши мероприятия всегда на высших уровнях власти отмечали как полезные и восхищались. Но власть и их отношение - это не так важно, детям действительно нравится, они приходят не на представление, у нас его как такового нет. Они участвуют, играют и сами становятся частью всей сказки, что происходит вокруг. В общем, так мы и начали заниматься благотворительностью системно. В этом году, кстати, тоже проводим, немного в другом формате, для деток с тяжелыми судьбами - с инвалидностью, для сирот, из малообеспеченных семей.