- Недавно вы заявили, что тарифа на содержание домов и придомовой территории больше нет. Разъясните, как сейчас обслуживают дома? И кто устанавливает цены?
- Закон Украины "О жилищно-коммунальных услугах", который был принят более года назад, определяет, что такое понятие, как "тариф на содержание домов", перестало существовать. Органы местного самоуправления потеряли полномочия устанавливать тариф. С 10 июня 2018 года введено понятие "цена за предоставление услуги по управлению многоквартирным домом". Цена устанавливается в расчете на один квадратный метр общей площади жилого или нежилого помещения. Это общая договоренность предприятия (независимо от формы собственности) и потребителей. На сегодняшний день действует договорная экономически обоснованная стоимость между управляющими компаниями и жителями, на основе которой обслуживаются дома.
- Кто рассчитывает стоимость и что в нее входит?
- Стоимость услуг коммунальных управляющих компаний отражает уровень затрат для стабильной работы и включает заработную плату персонала, затраты на электроэнергию, противоаварийные работы и тому подобное. Цена устанавливается в расчете на один квадратный метр общей площади жилого или нежилого помещения.
- Какова средняя стоимость услуг коммунальных компаний?
- Цена на услуги коммунальных управляющих - одна из самых низких в Киеве. Нынешняя стоимость услуг является экономически обоснованной, а в некоторых случаях затраты предприятия на обслуживание дома даже выше.
- Сколько домов сегодня обслуживают коммунальные управляющие компании?
- Около 8,5 тысячи жилых домов столицы обслуживают коммунальные предприятия "Управляющая компания по обслуживанию жилого фонда". Однако если учитывать жилые площади, то около 50% домов обслуживают коммерческие предприятия. Средневзвешенная стоимость услуг по содержанию домов и придомовых территорий составляет 5-6 гривен за один квадратный метр и умножается на площадь квартиры. Эта цена учитывает необходимые расходы компаний, и она существенно ниже по сравнению с большинством цен коммерческих предприятий. Я скажу больше: есть случаи, когда коммерческие предприятия отказываются обслуживать дом из-за низкой стоимости услуг. Поэтому коммунальные управляющие компании берут их обслуживание на себя.
- Сколько сейчас в Киеве таких "отказников"?
- На сегодня уже 14 домов, которые ранее обслуживались частными или другими предприятиями, передали на обслуживание коммунальным управляющим компаниям. Это дома в Печерском, Подольском, Соломенском, Шевченковском и Днепровском районах столицы.
- Если есть претензии к работе ЖЭКа, то имеет ли потребитель право на перерасчет?
- Безусловно! Коммунальные управляющие компании проводят перерасчет жителям, когда услуга предоставлялась некачественно или не предоставлялась вообще. Например, если в доме не работает противопожарная автоматика, лифт из-за поломки простаивал некоторое время или двор некачественно убирали - делается перерасчет.
На мой взгляд, любая компания должна быть справедливой и честной по отношению к своим клиентам и делать все, чтобы улучшить сервис. Например, в Деснянском районе в последние годы участились кражи лифтового оборудования, простаивало 200-300 лифтов. Компания вынуждена была делать перерасчет. За два года управляющая компания за свой счет установила охранную сигнализацию более чем в 350 жилых домах ради сохранения лифтового оборудования, а также тепловых счетчиков. Это позволило сэкономить средства, которые ранее тратились на ремонт лифтов после актов вандализма - около 5 млн грн.
- Есть ли у вас данные, сколько таких "бонусов" от перерасчетов уже получили киевляне?
- В 2018 году муниципальные жилищные компании выполнили перерасчет на сумму 44 миллиона гривен.
- Кто помогает найти недочеты в работе ЖЭКов и куда людям следует обращаться?
- Такой работой занимается городская жилищно-коммунальная инспекция - это управление в структуре Киевской администрации. Ее сотрудники мониторят обращения людей на горячие линии 1551 и 1557, понимают, где проблема хроническая и где необходимо провести проверку. Но я подчеркиваю, что коммунальные компании в большинстве случаев делают перерасчет добровольно.
- Если людей вообще не устраивает их обслуживающая компания, могут ли они ее сменить и что для этого нужно сделать?
- Согласно тому же закону Украины "О жилищно-коммунальных услугах", у граждан есть возможность сменить управителя или обслуживающую компанию. Жители также могут отказаться от определенных услуг, если считают, что они им не нужны. Но это происходит путем принятия коллективного решения не менее чем 50% жильцов.
- После 1 марта киевляне начали получать субсидии наличными. Как внедряется это новшество правительства в Киеве и какие трудности возникают?
- Действительно, правительство ввело монетизацию субсидий за жилищно-коммунальные услуги. Условия назначения субсидий остаются такими же, меняется только алгоритм ее выплаты. Все киевляне, которые пользовались жилищной субсидией с октября 2018 года, после 1 марта начнут получать сумму начисленной субсидии наличными. Мы постарались построить работу таким образом, чтобы киевляне не ощутили дискомфорта или каких-то проблем.
- Как сейчас киевляне получают субсидию?
- Средства они получат на свои карточные счета через органы Пенсионного фонда или в отделениях "Ощадбанка". Если карточки нет, то деньги человек может получить через специальный сервис "Ощадбанка" под названием "Быстрая копейка". Пенсионеры, которые получают пенсионные выплаты через другие банки, соответственно смогут снять свою субсидию непосредственно в банкомате этого банка.
Тем, у кого нет пенсионной карточки, субсидию вместе с пенсией доставит "Укрпочта". Следует отметить, что в "Ощадбанке" каждый пенсионер-субсидиант получил два сообщения. Первое - это пенсия, второе - получение субсидийных средств, где конкретная сумма прописывалась в СМС. Всего в Киеве субсидии получают около 158 тысяч граждан.
- Недавно в Киеве был мощный ураган, и многие СМИ писали о достаточно плачевных его последствиях. Расскажите более подробно, насколько готовы киевские спасатели к таким "подаркам" погоды.
- Да, из-за сильного ветра были повалены деревья, с одного дома снесло крышу. Спасатели коммунальной аварийно-спасательной службы "Киевская служба спасения" и Главного управления Госслужбы Украины по чрезвычайным ситуациям в городе Киеве отработали около полусотни заявок на ликвидацию последствий сильного ветра. Поэтому мы приняли решение провести внеочередное обследование зеленых насаждений, которые могут представлять опасность во время непогоды - урагана с сильным ветром, ливней и тому подобное. Я дал соответствующее поручение.
- Кто должен проводить такие обследования?
- Все предприятия, у которых на балансовой территории есть зеленые насаждения. И речь идет не только о коммунальных службах, но и о коммерческих предприятиях. Каждый балансодержатель несет административную ответственность за невыполненную в срок работу и будет оштрафован. Мы не должны допускать, чтобы непогода несла угрозу здоровью и жизни граждан. Конечно, больше всего деревьев обслуживает "Киевзеленстрой". Предприятие сейчас активно проводит обрезку сухостойных деревьев, старых и сухих веток, а также ветвей, поврежденных болезнями. Санитарная обрезка крайне необходима, ведь это снижает риск аварийных ситуаций.
- Многие активисты против такой интенсивной обрезки, утверждая, что она вредит деревьям. Есть ли у них основания для беспокойства?
- "Киевзеленстрой" выполняет все виды обрезки деревьев в соответствии с "Правилами содержания зеленых насаждений в населенных пунктах Украины", утвержденными профильным министерством. Согласно этим правилам специалисты "Зеленстроя" обрезают деревья ориентировочно весной или осенью, после опадения листьев.
Весенняя обрезка является необходимой мерой для активизации роста деревьев и кустарников. Она уравновешивает баланс питания, добавляет кроне растений компактный или, наоборот, "развернутый" вид. После обрезки деревьев вырастают новые ветви и значительно повышается иммунитет к болезням. При уходе за деревьями применяют такие виды обрезки, как формирующая, санитарная и омолаживающая.
- В Сети есть фотографии, где на деревьях практически отсутствуют ветви...
- Значит, эти ветви были поражены болезнью и их обрезали, чтобы спасти дерево. Поймите, всегда нужно говорить о конкретных фактах и разбираться в каждом случае отдельно. Если у меня будет информация о некачественной или вредительской работе "Зеленстроя", я буду реагировать и принимать соответствующие меры. Привык тщательно разбираться, чтобы выносить справедливые решения.