22 декабря
Загрузить еще

Транспортный эксперт Дмитрий БЕСПАЛОВ: В Киеве что метро проложить, что гиперлуп – выйдет в одну и ту же сумму

Транспортный эксперт Дмитрий БЕСПАЛОВ: В Киеве что метро проложить, что гиперлуп – выйдет в одну и ту же сумму
Фото: Фото: Киевпастранс

"КП" в Украине" поговорила с экспертами в сфере транспорта, можно ли в городе навести на дорогах порядок.

Разметка и дороги

Существующая ситуация на киевских дорогах тупиковая. К примеру, улица Кирилловская по утрам и вечерам намертво стоит, а как снег выпадет, так пропускная способность падает на столько, что вы скорее пешком дойдете куда надо, чем доедете. Аналогично на Леси Украинки и добром десятке центральных улиц столицы. Пробки постепенно проникают в Киев со всех сторон и появляются там, где их раньше никогда не было. 

Как решить эту проблему? Строить мосты, расширять дороги, создавать новые развязки. Но технически это почти невозможно. Для расширения дорог и создания развязок банально не хватает пространства. 

Эксперт по градостроительству и мостостроению Дмитрий Беспалов считает, что в некоторых случаях виноваты и сами граждане.

Дмитрий Беспалов. Фото: соцсети

- Отдельные полосы для общественного транспорта в Киеве существует уже давно. Они есть во многих местах, но так и не работают. Взять хотя бы то, как охотно на них паркуются водители. Они думают, что раз никому не мешают, то ни в чем не виноваты, - рассказывает Дмитрий Беспалов. - Но в реальности все сложнее. Для того чтобы троллейбус объехал 3 припаркованные машины, ему нужна одна минута. Посчитайте, сколько таких объездов он совершит за сутки, умножьте на число троллейбусов и получите количество потерянного времени – несколько часов. 

Люди, не соблюдающие Правила дорожного движения, не понимают, что создают серьезный социально-экономический ущерб. И это понимание к простому обывателю придет нескоро. 

Метро не роют, троллейбусы не покупают

Мэр Киева Виталий Кличко в очередной раз рассказал, что к 2019 году построят метро на Виноградарь. Но Дмитрий Беспалов не спешит радоваться.

- Это примерно так: вам нужен "Мерседес", но денег не хватает даже на "Ланос". Ну наберете кредитов, будете выплачивать десятилетиями... А вдруг что случится, где потом средства брать на ремонт? - рассказывает эксперт. - Так и с киевским метро – у города нет денег. В Киеве что метро проложить, что гиперлуп – выйдет почти в одну и ту же сумму. Зато есть других проблемы, которые требуют решений уже сейчас. 

По мнению Дмитрия, со времен последнего массового строительства дорог и мостов в Киеве прошло 50 лет. Сроки эксплуатации подошли к концу. Нужен капитальный ремонт всего города. А в нашем случае капремонт часто означает разобрать и собрать все по новой. Денег на это нет.

О ценах на проезд

Даже сейчас, когда стоимость проезда в городском транспорте 8 грн, реальная себестоимость около 10 грн, если не больше.

- Но есть несопоставимость доходов граждан и цены проезда. Очень большой процент дохода семьи тратят именно на транспорт, - говорит наш собеседник. 

По мнению Дмитрия Беспалова, решить эту проблему можно при наличии единого электронного билета. Поездка по годовому абонементу будет значительно ниже разовой. Но для Киева это дело очень дальних перспектив. 

Концепция оптимизации есть

Киев имеет план улучшения общественного транспорта еще с 2016 года. Немецкие и британские консалтинговые фирмы провели исследования и рассчитали, как сделать столицу мобильнее. Количество маршрутов с 90 должно сократится до 30, а многие из них должны еще и перестроиться. Маршрутки полностью не исчезнут, но их должно стать раза в 4 меньше. 

- Еще немного - и этот план оптимизации будет уже устаревшим и бессмысленным. Придется выделять средства на разработку нового. Но надо ли? Мы и по старому ничего не улучшили и не обновили, - говорит Беспалый. – Почему? Большая загадка. Ведь если б город следовал этому плану, результаты были бы потрясающими.

Согласно расчетам Всемирного банка, чтобы оптимизировать ситуацию с общественным транспортом в Киеве, нужно сделать следующее:

- из 156 маршруток оставить 67;

- из 23 трамвайных маршрутов сделать 19;

- из 47 троллейбусных оставить 42;

- добавить к 76 автобусным еще один.

Это позволит заполнить пробелы по недостающей технике. Вместе с тем ликвидировать мало популярные направления.