Открывали это мероприятие заместитель главы Киевской городской государственной администрации Дмитрий Давтян и вице-премьер министр Украины, министр экономического развития и торговли Степан Кубив. О внедрении смарт-технологий в управление Киевом мы и расспросили Дмитрия Давтяна.
- Почему вы считаете, что так важно развивать Киев в "умном" направлении?
- Это не только мое мнение, это тот путь, по которому идут все развивающиеся города и страны. И сегодня мы имеем множество решений, которые прекрасно зарекомендовали себя в мире, их лишь надо адаптировать под реалии украинской столицы.
- То есть вы предлагаете внедрять у нас опыт мировых лидеров?
- Да. Но идея в том, чтобы Киев не выбирал себе какой-то один объект для подражания, а брал наилучшее из различных уже апробированных систем - и внедрял. Ведь если мы будем пытаться быть похожими на кого-то конкретного сейчас, то за время, которое потребуется нам, чтобы достичь его результата, наш пример будет уже на совершенно другом, более высоком уровне.
- Но у нас действительно очень много устаревшего - и в решениях, и в подходах...
- Согласен, но у команды Виталия Кличко уже есть первые результаты системных изменений. Именно для этого четыре года назад совместно с немецкой компанией SAP мы начали воплощать в Киеве систему управления "смарт-сити". Одним из первых был проект "Открытый бюджет", который позволяет горожанам видеть каждую строку затрат казны столицы - на что деньги планировались, как они были потрачены. В этом проекте автоматизирован поток обмена данными между муниципалитетом и казначейством.
- Это, безусловно, интересно, но киевлян больше беспокоят закупки, которые проводит город. Можно ли их увидеть?
- Киев - первый город в Украине, который ввел систему электронных государственных закупок. За время ее использования общая сумма экономии бюджетных средств в столице достигла более 3,85 млрд гривен. Предотвращение коррупции, электронное документирование, честная конкуренция, расширение круга поставщиков, снижение трудозатрат - электронные закупки имеют ряд преимуществ, которые, в свою очередь, способствуют позитивным изменениям. И главное - обеспечивают экономию средств городского бюджета. Приятно, что это понимают не только граждане - системой успешно пользуются 1800 организаций, для которых она тоже является залогом корректности и соблюдения процедур закупки.
- Как быть, если киевляне все же не согласны с какими-то процессами и хотят об этом заявить?
- В городе работает сервис петиций - один из самых популярных электронных сервисов. Свои предложения, как улучшить жизнь в городе, киевляне могут направлять через него. На данный момент им уже воспользовались 600 тысяч киевлян, а всего в базе зарегистрировано около 5 тысяч петиций. Часть петиций мы уже реализовали, часть - еще в работе.
- По сути, это аналог контактного центра 15-51?
- Не совсем, потому что в петициях есть не просто описание проблемы, но и предложение, как ее устранить наилучшим способом. Кроме того, если обращение в контакт-центр предусматривает ответ, то петиция проходит голосование и, если она набирает нужное количество голосов, будет принята к рассмотрению Киевским городским советом.
- Есть ли сервисы, которые непосредственно помогают упростить жизнь киевлян?
- Да, у нас есть два очень важных нововведения - "Поликлиника без очередей" и "Система электронной регистрации в дошкольные заведения". Первое позволяет не только записаться на прием к нужному специалисту на удобное время, но и увидеть отзывы об этом враче, а также оставить свои впечатления и замечания. Эта услуга уменьшает время пребывания в больницах, делает медицину более контактной и удобной. Более 2 тысяч горожан ежедневно регистрируются на прием к врачу с помощью электронной системы "Поликлиника без очередей". Всего за время работы сервиса системой воспользовались 105 тысяч киевлян.
- А насколько эффективна электронная очередь в детские садики?
- Что касается записи в детский сад - такой сервис ориентирован на равные права родителей, которые хотят устроить детей в выбранный ими садик. Система исключает человеческий фактор, то есть договоренности, включение "рычагов давления" или родственные связи. Очередь электронная, и никто не сможет "подвинуть" своего ребенка, обойдя других. Люди равны в праве на получение дошкольного воспитания. И только от того, когда они подали документы, зависит, в какой период ребенок попадет в садик, выбранный его родителями.
- Давайте поговорим о дорогах и транспорте, ведь вы курируете это направление. Есть ли "умные" технологии для них?
- Конечно! Безопасность на дорогах очень важна для города, и в рамках проекта "Безопасный город" в столице установлено и подключено к общей базе более 7 тысяч камер с возможностью распознавания лиц и автомобильных номеров. Информация поступает к правоохранителям, и благодаря этому сервису нам удалось предупредить множество нарушений, а те, что были зафиксированы, удалось раскрыть в короткий период времени.
Также на дорогах установлены "умные переходы", мы стремимся к тому, чтобы большинство светофоров в городе, особенно на трафиковых участках, были заменены на "умные", технологии которых позволяют анализировать поток, скорость и качество движения в нем. Но это пока в перспективе, на данный момент более актуальны "волновые" светофоры, они хорошо зарекомендовали себя в Киеве.
- Не так давно вы с мэром Виталием Кличко презентовали мониторинговый центр для контроля техники. Можете рассказать о его работе?
- Единый диспетчерский центр мониторинга работы коммунального транспорта и сбора информации - это автоматизированная система централизованного контроля и управления коммунальной техникой, а также персоналом коммунальных предприятий. На сегодня более 1200 единиц коммунального транспорта оборудованы GPS-трекерами. Это означает, что за передвижением коммунальной техники во время уборки можно наблюдать онлайн. Также этот сервис позволяет технике оптимизировать маршрут, спланировав свое время и путь, учитывая загруженность дорог.
- А как обстоят дела с электронным билетом?
- Сейчас мы работаем над внедрением единого электронного билета на базе бесконтактной карты. Уже установлено 1500 валидаторов и продолжается тестирование системы. Единый электронный билет позволит получить реальную статистику пассажиропотока для оптимизации маршрута и решить вопрос компенсации льготного проезда. К тому же это контроль наличности и вывод ее из тени. Это удобный и понятный сервис для киевлян и гостей столицы. Также хочу напомнить, что столичная подземка - пятая в мире, где внедрена система бесконтактных платежей банковской карточкой. С июня 2015 года уже оплачено 25 млн поездок в киевском метро.
- Это означает, что Киев становится все более технологичным?
- Да, и эти технологии призваны сделать жизнь в городе более комфортной. Именно для этого мы встречаемся с авторами идей, изучаем мировой опыт и прислушиваемся к мнению киевлян. Ведь наша задача - изменения к лучшему, изменения реальными делами, и мне приятно быть причастным к этому.