"Внимание, киевляне!" - громко начала свой пост сотрудница Киево-Могилянской академии Владислава Осьмак. А дальше - текст о том, что Научный совет государственного института культурного наследия Министерства культуры Украины через пару часов рассмотрит проект о реставрации Красного корпуса Киевского университета имени Шевченко. Причем реставрация подразумевает перекраску знаменитого здания в желтый цвет.
И хотя большинство читателей не поверили в такую новость, "КП" в Украине" решила ее проверить. Вдруг декоммунизация дошла и до красного цвета?
Нам удалось связаться Владиславой Осьмак. По ее словам, ей позвонил человек, представившись сотрудником Украинского института культурного наследства, и сообщил о происходящем.
- Мне позвонили, я отозвалась, чтобы привлечь внимание общественности. Проверять информацию возможности я не имела, - объяснила "КП" в Украине" Владислава Осьмак.
А вот в секретариате КНУ имени Шевченко нам рассказали следующее:
- Киевский национальный университет не планирует менять цвет памятника архитектуры – главного учебного корпуса, который все называют Красным.
Здесь впервые слышат о подобной инициативе.
В Министерстве культуры Украины тоже удивились нашему звонку:
- Вопрос о перекраске центрального корпуса КНУ им. Т. Шевченко в Министерстве культуры никогда не поднимался.
Пока поверим, а как будет дальше - покажет время.
Единственным наглядным доказательством первоначальной белизны корпуса является вот эта акварель начала 40-х годов. С ее помощью легко опровергнуть утверждение, что главный корпус университета всегда был красного цвета.
Автор работы - художник Михаил Сажин (1814-85), выпускник Петербургской академии художеств, приятель Тараса Шевченко. Вместе с ним он в 1840-х годах работал в Киеве.
|
Летом 1842 года, Викентий Беретти затрудняется выбрать цвет для своего детища. Он решает написать инициатору строительства – императору Николаю.
"Можно будет окрасить стены желтой краской, а карнизы и пояски - белой, как обыкновенно красятся все строения в городе, или же таким образом под цвет извести,- я же, со своей стороны, полагал бы окрасить все пространство от цоколя до подколонн под цвет гранита брызгами, а остальное не отличая ни поясков, ни карнизов, под цвет извести, так, чтобы все строение казалось бы сделанным из одного камня".
Император же размышлял, учитывая столичную моду, поэтому рекомендовал: "окрасить тем цветом, каким окрашен Зимний дворец в С.-Петербурге", т.е. под дикий камень, заметив, что "этот цвет, удаляя всякую пестроту, есть самый приличный для большого здания". Из Северной Пальмиры был прислан колер, в содержимое которого входила серая известь, охра, итальянская мумия, олонецкая зелень. Вероятно, что именно с этой краской произошел казус, вынудивший уже Александра Беретти после смерти отца перекрашивать корпус в новый радикальный цвет.
Советские историки однозначно утверждали, что университет был выкрашен под стать Зимнему дворцу в Петербурге. В те времена дворец был коричневым и в таком виде простоял до 1940-х годов. Эта версия подтверждается словами императора Николая І.