На минувших выходных представители националистической организации С-14 устроили в Киеве очередную акцию протеста. Их целью стал столичный автовокзал. Основная претензия - отказ междугородних перевозчиков предоставлять участникам АТО бесплатный проезд.
Кроме этого, на автовокзале работают фирмы, которые выполняют поездки на оккупированную территорию и в Россию. А на кассах висят фейковые объявления Кабмина о том, что бойцы должны компенсировать 50% стоимости билетов.
Пикетчики немного обрисовали краской здание автовокзала, поскандалили с водителями и руководством вокзала.
- Удалось пообщаться с руководством автовокзала, которое, несмотря на все доказательства, отрицало свою вину. Далее оно вообще убежало и закрылось в кабинетах. Тем не менее результат есть. Прямо сегодня начали всем защитникам выдавать бесплатно билеты. Все фейковые объявления исчезли. Деятельность фирм, которые катают в Донецк, Луганск, Москву и другие города, обещали проверить, - написал на своей странице в Фейсбуке координатор С-14 Сергей Мазур.
Спустя три дня "КП" в Украине" отправилась на автовокзал.
- Проблема в том, что сейчас не знаешь, действительно ли человек - участник боевых действий. Удостоверения часто бывают липовые, - утверждает "КП" в Украине" водитель автобуса "Киев - Одеса" Сергей Иваненко. - Помимо этого, не всегда нам оплачивают эти льготные проезды. По закону государство должно компенсировать такой проезд, а на деле расходы покрывают лишь частично.
Учет льготников ведется просто - водитель собирает льготные талоны и раз в неделю сдает начальству. Хотя наш собеседник и признается, льготников определяет чисто интуитивно.
- Настоящего бойца видно по поведению. А поведение того, кто с липой зашел проехаться, выдает их гордыня в словах, как правило - показушная, - говорит он. - Такое неписанное правило не всегда работает метко, но так хоть совесть будет относительно чиста.
В этом вопросе водителя поддерживают и его коллеги. Они не против возить атошников, но не знают, как проверить подлинность удостоверений. Хотя и соглашаются с тем, что частные перевозчики продают места за наличку, а не через кассу, чтобы не показывать реальных доходов и уходить от уплаты налогов. Часто пытаются договариваться с кассирами вокзалов, чтобы и они не давали льготных билетов. Из-за этого и не берут льготников.
Мы прошлись по вокзалу и уже не увидели ни фейковых объявлений о компенсации 50% стоимости билетов, ни предложений поездок в Донбасс или в Россию. Посмотрим, что будет дальше.
Глава ассоциации автоперевозок Украины Алексей Павленко утверждает, что рабочей системы компенсации льготных проездов в Украине нет.
- Компенсаций на деле никаких нет, причем не важно, атошник это или пенсионер. Никто этим не занимается и ничего не компенсирует. Внутри города они могут ездить сколько угодно. А вот на междугородние и межобластные перевозки у льготников есть законное право ехать бесплатно раз в два года. В противном случае они оплачивают половину стоимости, а другую компенсирует государство, - объясняет "КП в Украине" глава ассоциации автоперевозок Украины Алексей Павленко. - Для этого льготнику по месту жительства необходимо взять специальные талоны и предоставить в кассу автостанции и купить себе билет за полцены. Но сразу же возникает вопрос: 50% цены билета тоже ж кто-то должен платить? А этого никто не делает, расходы перекладываются государством на плечи перевозчика. В итоге получается, что бездеятельность власти сталкивает между собой лбами перевозчиков и воинов АТО. Тем более в канун выборов эту тему будут часто поднимать в политических целях.