В конце июля столичные власти приняли решение о смене руководства Департамента земельных ресурсов. Новый руководитель, Петр Оленич, приступил к модернизации работы Департамента и внедрению smart-технологий. В интервью Петр Оленич рассказал о предоставлении услуг и сервисов в режиме онлайн, запуске земельных торгов и открытых данных.
Расскажите, пожалуйста, какие изменения уже произошли в работе Департамента земельных ресурсов? Учитываете ли вы мнение общественности при планировании работы?
Для нас очень важно определить и понимать, что волнует киевлян в земельных отношениях. Самые острые вопросы мы решим в ближайшей перспективе. Например, есть четкое требование общественности - убрать лишнюю бюрократию. И за небольшой промежуток времени у нас уже есть реальные достижения в этом направлении. Структура работы Департамента изменена таким образом, чтобы уменьшить количество документов, очередей за ними и сэкономить время киевлян.
Ранее прием граждан подразделениями Департамента происходил только два раза в неделю и продолжался ограниченное количество часов. После обращения людям приходилось ждать две с половиной недели и приходить во второй раз, чтобы получить справку. Сегодня же процедура получения справки сводится к одному документу и одного посещения Департамента.
Например, справку о денежной оценке мы теперь выдаем ежедневно в течение 15 минут с момента обращения. В ближайшее время эту справку можно будет получить онлайн через "кабинет киевлянина" с помощью цифровой подписи, BankID или карточки киевлянина. В будущем же планируем обеспечить предоставление всех услуг Департамента с помощью электронных сервисов.
Еще инструменты земельных отношений вскоре переведут в цифровую плоскость?
Сейчас, в рамках сотрудничества городской власти с Государственной фискальной службой Украины, мы тестируем электронную систему учета договоров аренды, а также осуществление платы за землю в режиме онлайн. Таким образом мы сможем контролировать выполнение договорных отношений и своевременно получать арендную плату в бюджет города. Это очень важный шаг к упорядочению земельных отношений в Киеве, обеспечения их прозрачности и эффективности в соответствии с мировыми стандартами.
Как орган управления земельными ресурсами способствует развитию "умного города"?
Мы тесно сотрудничаем со специалистами технологии городского управления Kyiv Smart City в процессах планирования городской среды. Ведь концепция создания любого "умного города" предусматривает в первую очередь разумное проектирование его территорий с учетом энергетической, логистической, цифровой инфраструктуры, размещения коммерческих и промышленных зон, территорий озеленения, а также лесопарков.
Совместно с Kyiv Smart City мы планируем для киевлян безопасное, комфортное и экологическую среду для жизни.
Когда состоится запуск земельных торгов в столице?
Де-юре земельные торги в Киеве уже есть. Но на практике их почти невозможно организовать. Процедура отбора земельных участков и выставления их на аукционы являются чрезмерно бюрократизированной. Кроме этого, слишком сложным представляется подбор площадки для осуществления продаж. Если все делать по процедуре, то для продажи земельного участка или права аренды на него понадобится минимум один год. Это очень большой срок, учитывая изменчивость рынка как такового. В свою очередь заказчики не могут и не хотят ожидать столько времени. Поэтому есть острая необходимость менять подходы.
В приоритете Департамента земельных ресурсов - разработка новой методологии, в том числе проекта законодательных изменений, которые позволят запустить упрощенную и открытую процедуру электронных земельных торгов. Лично меня вдохновляет успех публичных электронных закупок ProZorro. Это очень удачный проект Министерства экономики Украины. Мы хотим адаптировать эту действующую модель для проведения электронных земельных аукционов в Киеве. При поддержке депутатского корпуса, планируем запустить пилотный проект в 2019 году.
Проведение земельных торгов в Киеве возможно лишь при условии надлежащего функционирования земельного кадастра. Достаточно в нем информации?
В городском земельном кадастре достаточно сведений, чтобы обеспечить эффективную работу электронных систем. Однако, в течение последних 23 лет доступ к этим данным был искусственно ограничен. Мы открываем эту информацию для киевлян. В столице уже функционирует градостроительный кадастр и информационно-аналитическая система "Майно", которая обеспечивает открытость данных для всех желающих. Сейчас мы работаем над тем, чтобы создать простой и эффективный механизм поставки данных к этим системам.
На 2019 планируем полноценную инвентаризацию городских земель. То есть, мы актуализируем данные о распределении земель за пользователями и зарегистрируем право коммунальной собственности за территориальной общиной города Киева на все земельные участки, принадлежащие ей. Это означает де-факто завершения Земельной реформы в нашем городе, а также предшествовать запуска рынка земель в Киеве.
Это будет способствовать и улучшению инвестиционного климата и даст значительный толчок для прихода крупных инвестиционных компаний в столицу, а также активизации среднего и малого бизнеса.
Что для вас является самым большим вызовом в урегулировании земельных отношений в столице?
Глобальная задача нашей команды - создать сбалансированную модель взаимоотношений между землепользователем и городскими властями. Нам нужно разработать механизм, который обеспечит ответственное отношение города к пользователю, а пользователя - к своим обязанностям перед обществом при пользовании земельным участком. Таким образом получим целевое, эффективное и бережное отношение пользователя к земле. А город, в свою очередь, уважать и защищать интересы землепользователя как субъекта, платит деньги в бюджет.
Словом, просто, есть и определенное сопротивление, но мы настроены навести порядок в сфере земельных отношений и сделаем это.