Столица ждала этого давно – наконец-то в городе заработала система общественного велопроката Bike sharing. Презентацию провел градоначальник Виталий Кличко и представители немецкой компании Nextbike.
- Велосипед в городе – это мобильно, удобно и экологично, - с этого начал мэр Киева. - Думаю, что много людей с удовольствием пересядут на велосипеды, чтобы без пробок передвигаться по городу. А главное – это полезно для здоровья. Также при помощи этого сервиса, туристы могут быстро посмотреть наш красивый город.
Ну и так далее. Позже выяснилось, что "быстро посмотреть город" - это максимум полчаса и то по центру, но давайте по порядку.
Немецкая компания Nextbike около 15 лет занимается системой общественного велопроката по всему миру, и вот добралась до Украины.
Каждый байк, который теперь доступен киевлянам для пользования, оснащен GPS, что позволяет отслеживать и его перемещение, и кто им пользуется, и где его оставляет.
Чтобы воспользоваться сервисом Bike sharing, необходимо для начала скачать и установить на своем телефоне специальное приложение Nextbike. После этого зарегистрироваться в системе и указать необходимые данные - эл. адрес и телефон. Когда возникнет желание прокатиться – найти специальную зону с этими байками (карта имеется в приложении), выбрать понравившийся велосипед и ввести его порядковый номер в приложение или сканировать QR-код. После того, как человек или купит абонемент, или просто заплатит, он нажимает кнопку "Начать поездку", и с выбранного байка автоматически снимается замок. Все, в путь!
Прокат обойдется в 30 грн за полчаса, но, если с абонементом – первые 30 минут будут бесплатными. Сам абонемент стоит 199 грн. в месяц, а если покупать сразу на сезон (это около 9 месяцев) – 899 грн.
Пользоваться байком можно не больше 12 часов, если на протяжении этого времени велосипед не вернули – штраф в 1 тысячу гривен.
|
С виду – модернизированный и надежный велосипед, кстати цена одного такого впечатляет – 10 000 долларов. А по факту - хоть и удобный, и вроде бы надежный, но все равно рассчитан на то, что далеко вы на нем не уедете.
По словам представителей Nextbike Украина, байки немного тяжелее обычных велосипедов и даже при большом желании человек далеко и надолго уехать на нем не сможет. Интересно, что имел введу Виталий Кличко, говоря о том, что этот сервис может быть использован туристами для осмотра красот города – полчаса по Крещатику проехаться? Или по парку Тараса Шевченко, как сделал сам мэр, когда тестировал Bike sharing?
Как бы там ни было, а ездить все равно негде – ни тебе специальной разметки, ни велодорожек, ни понимания как от точки А в точку Б проехать. Ведь уникальность новинки в том, что возвращать арендованный байк не обязательно туда, где его взял. Специально для этого обустроят (еще не все готово) 30 зон велопроката - пока в основном в центральных районах города и несколько на окраинах. Но как доехать, например, с "Минской" до "Позняков" - непонятно: или по тротуару, или в одном ряду с машинами?Насчет этой проблемы не уточнили, главное экология и здоровье, как говорит Виталий Кличко, а останешься ли ты жив, пока педали крутишь – это уже мелочи.
Одновременно со стартом проката в мэрии представили план развития велосипедной инфраструктуры в Киеве, правда, пока только на бумаге и словах. Да еще и рассчитанон до 2020 года. А ведь Nextbike обещает увеличить количество велосипедов до конца следующего года аж до 2000! И как это все будет на практике, не понятно – пока обустраивают специальные дорожки, велосипедистам все же придется или правила дорожного движения нарушать, или пешеходов сбивать или вовсе этот байк на себе носить – зато здоровье и экологию сохраняем…
В Европе Bike sharing популярен уже очень давно и передовой велосипедной страной сегодня считается Дания, а точнее, Копенгаген. Здесь байк есть почти у каждого и им регулярно пользуются. В целом по стране насчитывается около 12 000 км велодорожек, а в самом Копенгагене – 400 км.
Все дорожки выкрашены в яркий цвет, и это специальное покрытие. Плюс для велосипедистов есть отдельный сигнал светофора – зеленый свет для них загорается чуть раньше, чем для автомобилистов. Тут же и правила дорожного движения, и даже штрафы за превышение скорости.
Система велопроката в Дании особо не отличается от той, что презентовали в Киеве – есть подписка (абонемент) и есть почасовая тарификация. Примерно 5 долларов стоит час проката или 7 долларов абонемент на месяц со 140 минутами езды. При этом счетчик минут работает лишь тогда, когда человек крутит педали. Это очень удобно, если вдруг нужно ехать куда-то на встречу:припарковали байк – счетчик остановился.
Но мы – не Копенгаген, у нас тут иначе все работает – вот вам велосипеды, а дорожки потом нарисуем.