"КП" в Украине" расспросила заместителя главы Киевской городской государственной администрации Петра Пантелеева о том, как ситуация с "Киевэнерго" может повлиять на жизнедеятельность города.
- Действительно ли необходимо продление соглашения и не повлияет это на глобальные планы города в вопросе прекращения сотрудничества с ПАО "Киевэнерго"?
- Решение является чисто техническим и не меняет наших стратегических планов по возвращению непосредственного контроля за работой теплового блока.
Учитывая обстоятельства, которые возникли в процессе практической реализации расторжения соглашения, мы вынуждены идти следующим путем. Передача имущества, находившегося в управлении "Киевэнерго", в эксплуатацию КП "Киевтеплоэнерго" пройдет в два этапа, чтобы обеспечить бесперебойность работы ТЭЦ и надежность энергосистемы Киева.
- Что это за два этапа?
- С первого мая 2018 года в эксплуатацию "Киевтеплоэнерго" переходят котельные, тепловые сети, тепловые пункты, счетчики и прочее вспомогательное имущество. Также мы на первом этапе обеспечиваем перевод 5114 работников ПАО "Киевэнерго". ТЭЦ-5, ТЭЦ-6, завод "Энергия" городское предприятие примет на баланс с 1 августа 2018 года, получив необходимые лицензии и разрешения.
- Почему встал вопрос принятия такого решения и продления соглашения?
- Для полноценной работы КП "Киевтеплоэнерго" необходимо получить более 200 разрешений и 6 лицензий. Поскольку в эксплуатацию предприятие возвращает около 200 котельных, 2600 километров тепловых сетей, две крупнейшие в стране ТЭЦ и единственный работающий в Украине мусоросжигательный завод "Энергия", который к тому же из-за построенной перемычки поставляет тепло в микрорайон Позняки. На сегодня предприятие по объективным причинам не может получить лицензии Национальной комиссии, осуществляющей государственное регулирование в сферах энергетики и коммунальных услуг (НКРЭКУ). С марта текущего года нацрегулятор не выполняет функций лицензирования и утверждения тарифов в связи с процессом переизбрания большинства членов комиссии.
Для решения этого вопроса городская власть инициировала законопроект №8095, который дает право коммунальному предприятию "Киевтеплоэнерго" пользоваться тарифами "Киевэнерго", несмотря на то, что предприятие получает на баланс не отдельные объекты, а весь целостный имущественный комплекс. Документ подготовлен и поддержан в комитете Верховной Рады по вопросам топливно-энергетического комплекса, однако он до сих пор не принят Верховной Радой Украины.
Именно поэтому, чтобы не приводить к критической ситуации - остановке ТЭЦ, которые производят не только тепло, но и электроэнергию, мы обратились в Киевсовет с просьбой принять необходимое техническое решение. Важно, что большинство депутатов Киевсовета продемонстрировали консолидированную и конструктивную позицию.
- Как вы прокомментируете некоторые упреки, что город поздно начал процесс завершения сделки?
- Подготовку к завершению сделки с ПАО "Киевэнерго" город начал почти три года назад. Первое, что мы сделали, это провели, так сказать, диагностику существующего положения дел: был проведен технический, финансовый и правовой аудит отношений города и компании ПАО "Киевэнерго". Принципиальным фактом является то, что аудит выполняла одна из крупнейших в мире международных компаний, предоставляющих профессиональные аудиторские услуги, и одна из компаний "Большой четверки" Ernst & Young Global Limited. Результаты аудита были представлены депутатскому корпусу и СМИ. Мы приняли решение о завершении соглашения с "Киевэнерго". Проведена инвентаризация имущества, находившегося в управление "Киевэнерго": городская община впервые имеет актуальный перечень оборудования более чем с 90 000 инвентарных номеров.
Приблизительная потребность в инвестициях для капитального ремонта по направлению "тепловые сети" составляет более 4 млрд гривен. Это даже не учет всех работ, а только расчет для проведения первоочередных мер по поддержанию рабочего состояния и предотвращению аварийности и тепловых потерь, которые непосредственно влияют на тариф. Стоит учесть, что теплоэнергетика страны в целом находится в таком состоянии, что не позволяет эффективно обслуживать и своевременно модернизировать оборудование. Необходимо двигаться в направлении стимулирующего тарифообразования в этой сфере для сбалансированной и стабильной работы в отрасли.
- Создание коммунального предприятия, с одной стороны, является логическим шагом в качестве альтернативы ПАО "Киевэнерго", с другой - вызывает ряд вопросов к ресурсной способности по обслуживанию потребителей и тому подобное. Как вы лично оцениваете работу КП "Киевтеплоэнерго"?
- Вопрос логичный, и, отвечая на него, я в первую очередь хочу отметить: исторический этап, который сегодня переживает Киев, не проходил ни один город Украины. Имеем прецедент, что создает дополнительные трудности, поскольку мы не можем оглянуться на чей-то близкий опыт. Готовясь к этому процессу, мы ориентировались на успешные иностранные практики, например, стран Балтии, которые также имели опыт возвращения ТЭЦ по управлению коммерческой компании в муниципальную. Поэтому создание и первые результаты работы муниципального специализированного предприятия "Киевтеплоэнерго" - это колоссальный опыт для города. Мы, на мой взгляд, успешно провели отопительный сезон. "Киевтеплоэнерго" прошлой зимой осуществляло функции транспортировки тепла в Дарницком и Днепровском районах Киева, имело высокий показатель оперативности в ликвидации повреждений сетей.
Однако на старте работы предприятия город должен его поддержать, поскольку на него будет возложена чрезвычайно сложная работа подготовки города к отопительному сезону, ремонта наиболее аварийных сетей и тому подобное. Именно поэтому недавно Киевсовет поддержал увеличение уставного фонда "Киевтеплоэнерго". Мы начали закупку техники, создаем должное ресурсное обеспечение работы компании.
- Шла речь о переводе в штат КП "Киевтеплоэнерго" работников "Киевэнерго". На каком этапе эта работа?
- Мы провели встречи с коллективом "Киевэнерго", ведь наша задача - сохранить людей, которые имеют многолетний опыт работы в энергетике. В наше время острой нехватки квалифицированных специалистов необходимо сберечь слаженный профессиональный коллектив, особенно когда речь идет о бесперебойном предоставлении жизненно необходимых услуг людям. Убежден, что и городское предприятие сможет обеспечить надлежащие социальные стандарты для работников. Всего в штат предприятия
"Киевтеплоэнерго" планируется перевести более 7,5 тыс. Наша задача, чтобы условия работы для работников не только не ухудшились, но и в перспективе - улучшились, ведь они будут обеспечивать колоссальную противоаварийную работу, выполнять ремонты.
- Многих интересует вопрос заключения договоров с новым поставщиком тепла. Надо будет людям теперь выстаивать очереди для заключения новых договоров на поставку тепла и горячей воды?
- В Киеве миллионы жителей, сотни тысяч учетных счетов на поставку услуг. Представьте, сколько бы времени заняло заключение договора с каждым. В таких случаях законодательством предусмотрен механизм публичного договора. Документ публикуется в открытых источниках, что значительно упрощает процедуру подписания для такого большого количества потребителей. Если же у потребителя возникают претензии или замечания к соглашению, он может обратиться непосредственно в точки приема исполнителя услуги и отработать этот вопрос индивидуально. Заключение публичного договора - обычная практика в работе "Киевэнерго", "Киевводоканала", и этим механизмом пользуется сейчас "Киевтеплоэнерго".
- Кто будет заниматься консультированием киевлян по горячей воде и теплу?
- За последние два года в Киеве создана целая сеть центров коммунального сервиса. Это специализированные точки приема по вопросам жилищно-коммунальных услуг. В общем, в Киеве функционирует 9 районных сервисных центров, 2 общегородских и 53 территориальных отделения. Киевляне могут обратиться в любой районный Центр коммунального сервиса независимо от места проживания и получить полный перечень консультаций. В каждом ЦКС имеется возможность оплатить все виды коммунальных услуг наличными или банковской карточкой. Это очень удобно, ведь отпадает необходимость стоять в очередях в банковских учреждениях. Оплата "Картой киевлянина" осуществляется без комиссии.
В центрах коммунального сервиса действует принцип единого окна, и людям не надо обходить несколько сервис-центров разных исполнителей услуг, все можно сделать в едином ЦКС.
- Когда Киев начнет подготовку к следующему отопительному сезону?
- Фактически подготовка к следующей зиме уже началась. Процесс завершения сделки не влияет на проведение необходимых регламентных работ. Кроме того, наша задача на текущее межсезонье - провести плановый ремонт наиболее аварийных участков тепловых сетей. Оценки аудита показали, что степень износа тепловых сетей в столице достигает 80%. И с каждым годом уровень аварийности растет. Мы должны остановить постепенно эту тенденцию и сделать вхождение в отопительный сезон более надежным и безболезненным для жителей города.