Если власти опять грозятся проверить все маршрутки - значит. произошла трагедия. Так и есть, в ДТП с участием двух киевских маршрутных автобусов пострадали 12 человек, двое из них тяжело травмированы.
В ноябре прошлого года городские власти уже инспектировали столичные маршрутки: выявили и нелегальных перевозчиков, и множество других нарушений, но картина на сегодняшний день не особо изменилась. Как и внутренняя политика маршрутчиков.
- Я начинал работать на маршруте в 2006 году, и за все время, а это больше 5 лет, ничего особо не поменялось и вряд ли изменится, - считает бывший водитель маршрутки Эдуард Чумаченко. - Да, перед тем как выйти на маршрут, проходили проверку и сами водители, и транспорт, но это в основном визуальный осмотр как одного, так и другого.
Перед тем как выехать из парка, водителя проверяет медсестра, но без алкотестера, по принципу "не пахнет алкоголем - давай в дорогу". А вдруг у человека давление повышено или еще что?
Так же и с автобусом: механик посмотрел на колеса - и готово.
Эдуард рассказывает: при устройстве на работу водителем маршрутки главным требованием было наличие прав категории "Д" - все остальное придет с опытом. Ни тебе испытательного срока, ни проверки каких-то знаний.
Ситуация с проверкой маршруток построена по принципу "пока петух не клюнет".
- Этот принцип в Украине работает из-за отсутствия привычки разрабатывать нормальную публичную политику (основанную на фактах, разработанную с привлечением общественности и экспертов, со сроками, мониторингом выполнения и т.д.) для решения проблем, - комментирует специалист по интеллектуальным транспортным системам Александр Рак. - За безопасность на дорогах отвечает полиция и служба "Укртрансбезопасность", они местной власти не подчиняются, хотя именно последняя прямо заинтересована в качественном общественном транспорте.
Приходится признать: проверки - только реакция на громкие инфоповоды, которые игнорировать - себе дороже, а не систематическая работа по устранению причин проблемы.
- Можно понадеяться, конечно, что ряд громких инфоповодов приведет к разработке качественной публичной политики, однако лично я таких примеров в Киеве не припоминаю, - говорит эксперт.