Строительство новых станций Харьковского метрополитена - "Державинская" и "Одесская" - начнется уже в 2018 году. Об этом сообщил городской голова Харькова Геннадий Кернес по результатам подписания соглашения с ЕБРР о финансовой поддержке строительства метро в Харькове. Торжественная церемония прошла в Харьковском городском совете 19 декабря. Документы, подтверждающие юридические, финансовые и технические договоренности по кредитованию продолжения строительства метро в Харькове, подписали мэр Харькова Геннадий Кернес и директор ЕБРР в Украине Шевки Аджунер. Таким образом, город получил необходимые 160 млн евро на продолжение строительства Алексеевской линии метрополитена. Вторую часть кредитных ресурсов - также 160 млн евро - предоставит Европейский инвестиционный банк. Договоренность об этом была достигнута еще в сентябре 2017 года.
Как отметил Геннадий Кернес, подписанное 19 декабря соглашение является победой всех харьковчан.
- Мы поставили точку в сложном переговорном процессе. За последние шесть лет была проведена колоссальная работа, чтобы получить финансирование для реализации проекта продолжения строительства третьей линии Харьковского метрополитена, приобретения нового подвижного состава и строительства на этой линии электродепо. Это были долгие, но очень эффективные переговоры. В результате мы получили прозрачный, проработанный в каждой точке проект, в успехе которого уверены все. И сегодня, подписав соглашение, мы перейдем уже непосредственно к реализации воплощения проекта в жизнь. Я, как и все харьковчане, считаю это огромной победой и поздравляю всех нас. И я верю, что мы построим метрополитен! - сказал городской голова.
Теперь у города есть деньги для строительства станций "Державинская" и "Одесская", Алексеевского электродепо, а также на закупку 85 вагонов подвижного состава. Директор Европейского банка реконструкции и развития в Украине Шевки Аджунер подтвердил журналистам, что, согласно оценкам специалистов, вся техническая часть и подготовка к закупкам будут завершены до конца этого года, а к реализации проекта приступят уже в 2018 году. По его словам, финансирование рассчитано на 18 лет, из которых пять лет - грационный период, то есть по льготной процентной ставке.
- Сейчас перед лицом харьковчан я выражаю особую благодарность мэру города Геннадию Кернесу и его команде за их дальнозоркость, видение будущего, решимость в реализации проекта. В английском языке есть пословица: "Рим строился не один день". Вот, Харьков тоже не за один день, но такие проекты способствуют тому, что вносится очень большой вклад в интересах будущих поколений. Я бы хотел пожелать этому проекту всяческих успехов и поздравить харьковчан. Спасибо, господин мэр, что вы выбрали нас в качестве партнеров, - сказал Шевки Аджунер.
Помимо средств ЕБРР и Европейского инвестиционного банка на строительство метро в Харькове будет выделяться финансирование из uосбюджета. Соответствующую поправку, внесенную народными депутатами группы "Партія "Відродження", парламент поддержал во время голосования за бюджет во втором чтении. Город также будет участвовать финансово, сообщил Геннадий Кернес.
- Процентная ставка - это где-то в среднем 1,5%. Также мы получили решения Кабинета министров, Верховной Рады, президент подписал соответствующее распоряжение, что 50% компенсирует госбюджет, 50% - городской бюджет, и мы обслуживаем этот кредит. Из городского бюджета будет выделено до 80 млн грн. Срок реализации проекта - максимум 3,5 года, - пояснил харьковский городской голова.
По словам мэра Харькова, уже сейчас за средства городского бюджета начато строительство электродепо на Алексеевке. Кроме того, город возьмет на себя выкуп объектов, которые находятся в зоне строительства третьей ветки метрополитена, а также профинансирует работы по комплексному благоустройству, решит и остальные вопросы, связанные с реализацией проекта на территории Харькова.
- Люди, которые проживают в зоне строительства метро, будут отселены. Однако рынок на Одесской не входит в эту зону, - рассказал детали Геннадий Кернес. По словам мэра Харькова, для реализации проекта строительства метро город получил госгарантии. Поэтому городское имущество в залог не передается. К активной фазе строительных работ город приступит с начала 2018 года.
- После инженерных работ будем точно знать, когда приступим к началу строительства метрополитена, но это однозначно 2018 год. Это будут удобные, современные, безопасные и красивые станции с привлечением наших украинских дизайнеров и что-то будет символическое. Мы реализации этого проекта ждали очень долго и были готовы заранее, но время меняет условия, и поэтому будем его дорабатывать. Главное, что сегодня мы подписали соглашение о продолжении строительства метрополитена, - сказал мэр Харькова.
Кернес подчеркнул, что когда он говорит "мы", то имеет в виду всех - и президента Украины, и Кабинет министров, народных депутатов, и руководство Харьковской областной государственной администрации, и всех харьковчан.