Когда я была маленькой, то ужасно хотела жить в космическом городе, как в фильме "Гостья из будущего". Ночами мне снились летающие такси и телепорты. Оказывается, не только мне, но и столичным архитекторам, которые с начала 1960-х упорно пытались внедрить в городскую застройку свои фантастические идеи. Но большинство проектов осталось только на бумаге! В течение нескольких месяцев эти похороненные в ящиках столов чертежи заботливо собирали современные архитекторы-активисты.
- Мы нашли оригиналы проектов, придуманных архитекторами с 1960-х по 1980-е года, - рассказывает один из организаторов выставки Алексей Быков. - Здесь и реально существующие здания, как, например, крематорий на Байковом кладбище, и Дом мебели около метро "Дружбы народов". И недостроенные, как Культурно-развлекательный центр на Виноградаре. И нереализованные, как новые павильоны ВДНХ в виде волн и летающих тарелок.
"Комсомолка" выбрала самые интересные проекты того времени. Некоторые из них вы можете увидеть и сегодня. Другие - остались только на бумаге.
Пирамиды на Оболони
Десять лет - с 1970 года - архитектор Иосиф Каракис моделировал "Жилье будущего". В своих фантазиях мастер учел холмистый ландшафт Киева и предложил разместить на нем дома-сады с террасами. На Байковую гору он поместил одно и двухэтажные домики с садами и лавочками на крыше. Жителей Оболони хотел поселить в треугольные дома-пирамиды. А холмы в районе урочища Кожемяки планировал приспособить для строительства "висячих садов Семирамиды", каждый уровень которых утопал в зелени. Проекты изначально были утопическими, но если бы...
На ВДНХ "утопили" утопические идеи
Если бы в жизнь воплотили идеи архитекторов, павильоны ВДНХ можно было бы изучать как памятники! К примеру, здание для представления рыбного хозяйства предлагали построить посреди водоема в виде лежащей на боку волны. Чтобы народ в него входил по мостику. А павильон "Транспорт" представили как огромную летающую тарелку.
- Тогда, в 60-е годы, на пике была космическая тема. И архитекторы максимально воплотили ее в этих проектах, - рассказывают организаторы выставки. - Но период застоя все космические и утопические идеи "утопил".
Исчезнувшие барельефы крематория
Крематорий на Байковом кладбище - одно из самых модерновых зданий Киева. На его разработку и постройку ушло больше 10 лет! Все в нем продумано - ступени широкие, чтобы не семенили, не торопились, а вдумчиво и спокойно прощались с дорогим человеком. Внутри здание хотели максимально насытить светом. Чтобы не угнетало. А вместо листов железа, которые сейчас закрывают промежутки между арками на входе, должны были быть витражи.
- Вокруг крематория планировался целый парк Памяти, - рассказывает архитектор Алексей Быков. - Его центром должна была стать Стена памяти, для которой художники Ада Рыбачук и Владимир Мельниченко 13 лет вручную лепили барельефы с десятками сюжетов - рождение человека, полет Икара... Приезжали к крематорию с первым троллейбусом, уезжали с последним.
В итоге Стену памяти закрыли сеткой и залили бетоном. Сейчас даже с помощью специального рентген-оборудования нельзя понять, что там было изображено.
Укороченный "Салют"
Изначально гостиница "Салют", что около метро "Арсенальная", должна была быть в два раза выше! А этажи отеля с крыши планировалось поддерживать металлическими тросами (вантами) - по суперновой технологии. Архитекторы даже рассматривали вариант квадратного здания. Но не так случилось, как хотелось. В команду разработчиков "внедрился" партийный чиновник. И пошло-поехало. Этажность урезали, чтобы гостиница не превышала колокольню Киево-Печерской лавры. Хотя фундамент уже успели залить с учетом начальной высоты. Идею с вантами тоже зарубили. В итоге постройка "Салюта" долгое время не могла окупиться - номеров в ней слишком мало.
Единственная приземлившаяся тарелка
Знаменитую "тарелку" около метро "Лыбедская" не фотографировал только ленивый. Но только избранные бывали на концертах внутри этого потрясающего сооружения. Архитектор Флориан Юрьев планировал свое детище как "Цветотеатр", где без музыкальных инструментов, а с помощью разных сочетаний цветов творили музыку! Он даже устройство для этого специальное создал и провел несколько концертов. Удивительно, но зрители уверяли: глядя на цвета, они слышали неведомые мелодии!
- Юрьев был не только архитектором, но и художником. И его авангардистские работы вызвали шквал негодования в кругах власти. Пришлось Флориану отречься от своей задумки с театром, чтобы сохранить право быть архитектором.
Теперь внутри "тарелки" - Институт научно-технической и экономической информации.
КСТАТИ
Где посмотреть
Выставка "Надбудова" будет работать в Центре визуальной культуры (ул. Глубочицкая, 44, 2-й этаж) до 28 февраля. Вход свободный.